ЮЛИАНА СЛАЩЕВА

Председатель совета директоров студии «Союзмультфильм» с 2017 года и генеральный директор Киностудии им. М. Горького с 2019 года, участница делового женского альянса БРИКС, авторитетная личность в медиасреде и креативных индустриях, а еще мама троих детей делится с Leaders планами по развитию вверенных структур, рассказывает, кто может повторить успех «Чебурашки», что отличает в работе партнеров из стран Глобального Юга, чем хороши визави с Ближнего Востока и как соблюдать work-life balance.

Юлиана, скажите, как вам удается совмещать две топовые должности?

Ровно 20 лет, которые я являюсь первым лицом компании, для меня было вызовом, как все совместить — обилие работы и семью. Поэтому еще 15 лет назад я заставила себя научиться распределять время и расставлять приоритеты. Это был единственный кейс в жизни, для которого мне потребовался профессиональный коучинг и который мне помог выстроить систему делегирования и доверия команде.

А сколько человек у вас в подчинении?

Немногим более 800 человек на «Союзмультфильме» и чуть больше 200 на Киностудии им. М. Горького. В прямом подчинении находится порядка 15 человек, но любой сотрудник может мне написать, позвонить и что-то со мной обсудить.

В каком офисе вы проводите больше времени, или 50:50?

Это зависит от объема и приоритетности задач, но чаще я распределяю время между посещением студий 4 дня в неделю, а один день выделяю под встречи в центре.

Как одна позиция помогает в принятии решений на другой работе? Если бы вы не были причастны к студии «Союзмультфильм», случился бы «Чебурашка»?

Нет, конечно, «Чебурашка» бы не случился, если бы не было «Союзмультфильма». Идеи, как правило, черпаются от команд и из подпроектов, которые есть на студиях. У «Союзмультфильма» огромная персонажная база, и мы долго боролись за то, чтобы права на персонажей сохранялись за «Союзмультфильмом». Когда мы пришли, ситуация была чудовищной: значительный объем прав был у сторонних организаций. Но всего за несколько лет нам удалось это изменить, переехать в новое, технически оснащенное здание, собрать команду, запустить производство. И это абсолютно новая страница в истории «Союзмультфильма», который с конца 80-х, когда государственное финансирование закончилось, находился в забвении.

ЮЛИАНА СЛАЩЕВА

Как вы себя ощущаете после ошеломительного успеха «Чебурашки», ведь вы подвигли практически все киностудии буквально «разобрать» остальных персонажей?

Это история о том, когда «звезды сошлись», а точнее зрительский, продюсерский и творческий интересы. Еще до санкционных ограничений мы в российском эфире достигли паритета с иностранцами по мультсериалам, наш продукт ничем не уступает в качестве, а где-то и превосходит. И этот разворот зрителя в сторону своего почувствовали также в студии Yellow, Black and White, у которых еще в новогодние праздники 2021/2022 «Последний богатырь» стал рекордсменом, обогнав зарубежные тайтлы.

Наше желание создать фильм о Чебурашке было обоюдным, после ограничений 2022 года интерес к собственной истории, литературе, фольклору, кино стал стремительно расти. Надо сказать, что к этому всему добавился также еще и захвативший весь мир ностальгический тренд. Так что процесс обращения к отечественным героям был во многом закономерным, его просто нужно было вовремя подхватить, и у нас это получилось. Сейчас в производстве и вторая часть «Чебурашки», и совместный с «Газпром Медиа Холдингом» и Кинокомпанией братьев Андреасян игровой фильм «Простоквашино», и «Умка», и «Винни Пух».

«ЧЕБУРАШКА» БЫ НЕ СЛУЧИЛСЯ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО «СОУЗМУЛЬФИЛЬМА»

Уже год Киностудию курирует правительство Москвы. Что это дает Студии и что бы вы причислили к своим победам за 5 лет руководства Студией?

Действительно, Киностудия им. М. Горького уже год как благодаря решению мэра Москвы Сергея Собянина стала участником создаваемого в столице масштабного кинокластера международного уровня. Сегодня

90% всего отечественного контента снимается здесь. Москва — сердце российской киноиндустрии, а легендарная Киностудия Горького — бренд с богатой историей. При этом Киностудия Горького внутри московского кинокластера — единственный производитель контента.

Однако 5 лет назад о кинопроектах сказать было попросту нечего. Мы начинали с той самой «мертвой» точки. Предлагаю сравнить: с 2019 по 2024 год Киностудия Горького выпустила 66 проектов: произвела 16 полнометражных художественных картин, 33 документальных ленты и 17 научно-популярных фильмов и сериалов.

Важно упомянуть, что помимо собственного производства Киностудия Горького в рамках кинокластера открывает возможности и для других продакшенов. У нас есть действующие павильоны, цифровые студии и «Виртуальная студия 55.8», а также большая коллекция костюмов и реквизита.* Все это доступно для аренды уже сегодня.

Как в целом проходит масштабная модернизация?

Обновление Киностудии началось именно 5 лет назад. Тогда ее материально-техническая база, производственные мощности были в крайне плачевном состоянии. С 2019 года мы уже многое сделали своими силами и при поддержке Минкультуры России и правительства Москвы.

Расскажу подробнее о том, какими современными высокотехнологичными и стильными объектами прирастет столичный кинокластер в результате обновления Киностудии им. М. Горького. Прежде всего, на исторической территории на Эйзенштейна возникнут новые Центр костюма и реквизита, шестиэтажный производственный комплекс со съемочным павильоном, цифровыми студиями, помещениями для резидентов-кинопродакшенов. Кроме того, мы обновим исторический широкоформатный зал Киностудии им. М. Горького, который работал с советских времен, но в результате упадка 90-х годов и пожара несколько лет назад очень морально устарел и пострадал. Теперь это будет многофункциональный просмотровый зал вместимостью до 300 зрителей, оснащенный высокотехнологичным световым и звуковым оборудованием, с возможностью трансформации в съемочный павильон и образовательную площадку.

На нашей второй площадке в Валдайском проезде будут расположены 2 новых объекта. Это многофункциональный студийно-производственный комплекс с 10 павильонами для съемок проектов любой сложности: просмотровые студии, студии виртуальных декораций, монтажа и цветокоррекции, захвата движения, гримерки, помещения для массовки, костюмерные, зоны для хранения реквизита, кафе и места для отдыха.

ЮЛИАНА СЛАЩЕВА

Масштабно, но вернемся к мультикам. Меня зацепила ваша цитата об актуальном тренде к созданию вселенных вокруг анимационных проектов. Есть ли понимание, кто их будет создавать?

С образованием в сфере анимации сейчас следующая сложность: оно не успевает за реальностью, за теми темпами и способами производства, которые сейчас применяются на студиях. Поэтому многие компании, включая «Союзмультфильм», растят кадры под себя, обучая на производстве. А кадров нужно будет все больше, запрос на контент растет с каждым годом. Предвосхищая эту ситуацию, мы два года назад создали собственный факультет анимации на базе университета «Синергия», а также начали активное сотрудничество с региональными вузами и студиями.

А откуда берутся новые персонажи? Из современных ли книг? Сейчас очень популярны серии про свинок, мышек. Кстати, я знаю автора «Лисенка Олли» Юлию Сибирцеву, не перестаю удивляться: знала человека с одной стороны, и вдруг она стала писать детские книжки, на что ее вдохновили три дочки.

Вдохновение приходит по-разному. Например, из литературных произведений. И хорошим примером тому являются два наших новых больших полнометражных анимационных фильма. Один называется «Тайны Чароводья», второй — «Малуша». В основе обоих фильмов лежат книги-бестселлеры, которые уже нашли своего почитателя, доказали жиз- неспособность на очень большом количестве читателей. То есть сначала они вышли именно как литературные произведения. «Тайны Чароводья» — это серия из пяти книг, написанная Юлией Ивановой. И мы собираемся сделать несколько полнометражных фильмов на основе этих произведений. А «Малуша» — это книга Олега Роя. Многие идеи берутся из нашей классической коллекции. Так появились, например, мультсериалы «Умка», современный «Ну, погоди!», наш новый проект «Чемпионы», вдохновленный спортивными лентами Бориса Дежкина.

Иногда новые идеи приходят случайно: так, например, известный гэгмен Олег Козырев придумал мультсериал Енотки», когда ему в голову пришло само это слово «енотки» — совмещающее в себе образы забавных зверьков и музыкальные ноты. То есть до-ре-ми-фа-соль-ля-си — это могут быть имена еноток, подумал автор. Так и родился музыкальный проект для самых маленьких.

«МНОГИЕ ИДЕИ БЕРУТСЯ ИЗ НАШЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ»

А на что вас вдохновили дети?

Я всегда им всё показываю. Они очень жесткие критики у меня, особенно средний сын. Он с 10 лет внимательно смотрел нашу анимацию и давал комментарии и по сюжету, и по героям. Я внимательно слушаю детей и все их идеи передаю нашим креативщикам на студию.

Я задумалась, кстати, а почему героями анимации не стали персонажи-символы, придуманные к Олимпиаде в Сочи или чемпионату мира по футболу в России?

Есть сложность с тем, что срок «жизни» талисманов ограничен во временном промежутке проведения игр, в то время как создание анимационных фильмов очень трудоемкий процесс, поэтому его сложно привязать к каким-то ситуативным вещам. Короткие ролики — да, создать можно, а вот с полноценными проектами — вопрос. Логичнее взять на флаг уже популярного народного персонажа, как это было в случае с Чебурашкой, который несколько раз становился символом нашей Олимпийской сборной. Однако, если популярность какого-либо персонажа-символа выйдет за пределы конкретного мероприятия, мы, конечно же, готовы рассмотреть возможность создания фильмов.

Вообще, спортивная тема нам очень интересна, у «Союзмультфильма» в этом направлении есть традиция, заложенная еще гениальным мастером Борисом Дежкиным. Герои его мультфильмов «Шайбу! Шайбу!», «Матч-реванш», «Метеор на ринге» и др. стали вдохновением для нового мультсериала «Чемпионы», который появится на экранах этой зимой. «Синие вымпелы» и «Красные метеоры» снова окажутся в эпицентре спортивных событий и будут соревноваться в разных видах спорта: в хоккее, футболе, баскетболе, гандболе и др.

А как вы оцениваете новые партнерства со странами Глобального Юга?

Да, это те рынки, куда мы до санкционных ограничений не планировали идти в первую очередь, однако с интересом присматривались. Они обладают огромными охватами, у населения стремительно растет количество гаджетов, развивается кинопрокатная индустрия, однако пока не смогут дать тех средств, которые могли бы предоставить развитые рынки.

Отдельная история с Китаем — здесь стоимость лицензионных сделок превышает все восточные страны, вместе взятые. Там мы на данный момент работаем в основном со стримингами, в том числе с лидерами рынка Tencent и Youku. Одновременно с этим ведем множество переговоров, присматриваемся друг к другу — в этом году, например, проводим Перекрестные дни анимации «Россия-Китай». В то же время нас действительно хорошо встречают на Ближнем Востоке. В этих странах контент «Союзмультфильма» доступен на телеканале Majid Kids и платформе ADtv, принадлежащих крупному холдингу Abu Dhabi Media Group, на одной из самых быстроразвивающихся цифровых платформ региона 1001.tv, а также на телеканале E-vision, компании Etisalat.

ЮЛИАНА СЛАЩЕВА
«Я ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮ ДЕТЕЙ И ВСЕ ИХ ИДЕИ ПЕРЕДАЮ НАШИМ КРЕАТИВЩИКАМ НА СТУДИЮ»

Есть множество точечных сделок с компаниями из Юго-Восточной Азии, особый интерес мы наблюдаем со стороны Тайваня, Индонезии, Вьетнама. К примеру, современный «Ну, погоди!» прошел на канале VSTV во Вьетнаме с очень высокими рейтингами, и теперь коллеги ждут на закупку новые сезоны. К слову, аудитория этой страны была знакома с приключениями Волка и Зайца еще с советских времен, в 90-е годы здесь даже выпустили собственный «Ну, погоди!», поэтому перезапуск был также встречен с большим энтузиазмом.

Однако есть и сложности, связанные с тем, например, что рынки КНР, азиатских стран квотируют иностранный контент. Аудитория там очень заточена смотреть родное кино, поэтому мы сейчас исследуем вместе с партнерами перспективы совместного производства.

Что касается западных стран, то, несмотря на ограничения, пользуется популярностью короткометражная анимация «Союзмультфильма». В 2024 году коллекцию короткометражек приобрели в странах Европы, США и Канаде.

Вы согласны с мнением, что Голливуд, как любая империя, сейчас в кризисе, а возможно, и его закат недалеко?

Я думаю, что голливудские студии сейчас переживают не самый простой момент — забастовки сценаристов, актеров явно не идут на пользу индустрии. Плюс к этому пальму первенства в производстве контента активно перехватывают стриминги. Однако здесь я бы не делала однозначных прогнозов. Мы все сейчас переживаем момент, связанный с технологической революцией, с повышающейся ролью ИИ, с возникновением новых форматов контента и способов его смотрения. Поэтому я думаю, с завершением одного века Голливуда начнется какой-то новый. Каким он будет — посмотрим.

Про вас. В вашей жизни был пиар, в том числе политический, управление СТС, сейчас креатив. Скажите, какая роль вам наиболее близка? В какой момент вы поняли: это и есть ваше дело жизни?

Все, что было прежде, сублимировалось. Это называется накопленный опыт. И трудно переоценить его значение, потому что были действительно разные компании, уровень сложности, кризисы. Это сильно меня закалило. Но если говорить на языке мультвселенных, то мне с детства нравился мультфильм «Тайна третьей планеты». Я всегда ассоциировала себя с Алисой — первооткрывательницей, способной на риск и хулиганство.

А с каким жанром сравнили бы свою жизнь?

Почему я как раз сейчас вспомнила про Алису?! Потому что недостаточно, на мой взгляд, опыта, даже если он очень большой. Я убеждена, что должно быть еще внутреннее состояние. Для меня это состояние приключения, аттракциона. Но аттракционы бывают опасные и страшные, и часто не знаешь, что там за углом. Кроме того, чтобы управлять творческими коллективами, нужно быть очень состоявшимся человеком, нужно уметь завоевать авторитет и быть системным управленцем. Иначе это будет фан, классное время, реализация амбиций, но не станет бизнесом.

Как часто на переговорах ваши визави — женщины? Я имею в виду как в России, так и зарубежных партнеров.

В креативных индустриях много женщин-руководителей, потому что они требуют гибкого, женского стиля управления. Особенно в смежных отраслях — архитектуре, моде, дизайне — всё больше женщин-руководителей. А в анимации, как ни странно, всё равно в руководстве в основном мужчины, в ассоциации анимационного кино, например, 70% мужчин. Больше женщин-руководителей у нас появилось в разных органах государственной власти, что не может не радовать, потому что это опять же чаще всего гибкий стиль управления с большей сенситивностью, которая, на мой взгляд, руководителям нужна.

Я являюсь членом женского делового альянса БРИКС, поэтому много работаю с красивыми, умными женщинами, представляющими разные страны и культуры и руководящими бизнесами разного объема — от небольших компаний до крупных государственных структур, например, в Китае. Это, например, исполнительный вице-президент, директор по стратегии Китайской инвестиционной корпорации Чжао Хайин — она же возглавляет лидерскую пятерку женского делового альянса БРИКС со стороны Китая. Также мне известна совладелица компании Alibaba.

«Я ВСЕГДА АССОЦИИРОВАЛА СЕБЯ С АЛИСОЙ — ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬНИЦЕЙ, СПОСОБНОЙ НА РИСК И ХУЛИГАНСТВО»

Кто на вас произвел наибольшее впечатление?

На меня произвела впечатление глава одного из подразделений в крупнейшем медиахолдинге Саудовской Аравии Фарах Аль-Гариб, исполнительный директор Precision And Choice. Также отмечу Мариян Гали, управляющего директора Qalaa Holdings, которая возглавляет египетскую часть женского делового альянса БРИКС. Меня восхищают женщины из региона Ближнего Востока, их объединяет то, что они светские, говорят на английском, и с ними легко найти взаимопонимание.

Также я бы хотела отметить и Монику Монтейро, которая возглавляет бразильскую делегацию в женском деловом альянсе БРИКС и одновременно является директором Band Pay TV. На одной из первых встреч мы придумали идею совместного детского канала в Бразилии, которую сейчас обсуждаем.

БЛИЦ ВОПРОС НОМЕРА

Мой день начинается с… всегда по-разному.
Чтобы не выгореть, я участвую в суперинтересных проектах и соблюдаю work-life balance.
Мужчина обязательно должен уметь принимать решения. 

Женщина обязательно должна уметь видеть шире, предполагать последствия решений, которые принимает мужчина.

Если мне плохо, то я провожу время с семьей и близкими друзьями.
Я не люблю в людях ханжество, поверхностность, неискренность и равнодушие.
Я не люблю в себе излишнюю импульсивность.
Чтобы решить трудную задачу, ищу решение сама, а потом спрашиваю совета у людей, которых считаю авторитетными в своих областях.
Если свободный час, то, скорее всего, это не мой календарь (смеется).
Я радуюсь, когда проекты «Союзмультфильма» или Киностудии им. М. Горького находят своих зрителей.
Какого современника вы можете назвать лидером? Чебурашку — он объединил вокруг себя миллионы людей по всему миру.
Кто обязательно должен стать героем Leaders? Герман Греф — это настоящий визионер своего времени.
Что бы вы у него спросили? Как мы будем делить наше будущее с роботами и искусственным интеллектом, и чего достигнет медицина?

Какой фильм должен посмотреть каждый? Великие ленты «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Иваново детство» Тарковского, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Восхождение» Ларисы Шапитько.

Lifestyle

КИНОЗАВОД МЕТМАШ

На юго-востоке столицы заработал гигантский креативный кластер, который даст новые возможности и профессионалам кино и музыкальной индустрии, и горожанам. Мы посмотрели на МЕТМАШ вместе с

Персоны

ИВАН СОСНИН

Режиссер-самоучка, он вырос в маленьком уральском городке Невьянске, где даже не было кинотеатра. Стал известен как ведущий режиссер короткометражных фильмов, популяризирующий этот жанр. Однако Иван