Мария Серебряная

Архитектор, дизайнер, создатель авторских коллекций мебели, глава архитектурного бюро «ДОМ-А» и соучредитель интерьерного холдинга Casa Ricca. Марию по праву можно считать трендсеттером, ведь она – единственный российский дизайнер, разработавший предметы коллекций для крупных итальянских брендов – Visionnaire и Giorgio Collection.

Мария Серебряная

Как начался Ваш профессиональный путь?

Сразу после окончания МАРХИ, в середине 1990-х, мы с Сергеем Макушевым основали свое архитектурное бюро. Реализуя большие проекты, мы обращались к подрядчикам, но качество и уровень предоставляемых услуг отнюдь не всегда соответствовали нашим требованиям. Тогда было принято решение выполнять весь цикл работ самим. Ведь кто, если не ты, сделает так, как тебе нужно? В результате мы объединили все сферы, непосредственно связанные с архитектурой и интерьером, включая поставку мебели и собственное производство, часть которого базируется в России, часть – в Италии. Только лично контролируя процесс, можно быть стопроцентно уверенным в отличном результате. Зародившийся как вспомогательный ресурс, Casa Ricca постепенно превратился в полноценный творческий проект, аналогов которого в Москве еще не было.

Первым офисом стал лофт на Белорусской в старом здании сгоревшего завода, где фактически уцелели лишь балки. И именно здесь, в бывшем заводском цеху, мы сделали замечательный интерьер офиса, в котором провели лет 12.

Позже вновь назрела необходимость смены рабочего формата – так появился комплекс в стиле фьюжн на Дениса Давыдова. К тому же, в Москву пришла мода на лофты, и тот прежний офис стал нам уже не так интересен. В новом же комплексе был предусмотрен принципиально другой подход к общению с клиентами, архитекторами и дизайнерами.

Да, будучи архитекторами, мы общаемся с коллегами, не считая себя конкурентами. Каждый найдет своего клиента, если правильно себя позиционировать, добросовестно и качественно работать.

Мария Серебряная

То есть архитекторы – коллеги, а не конкуренты?

У архитектора нет конкурента. На каждый продукт – свой покупатель. Архитекторов и дизайнеров на самом деле не так много в нашей стране – ежегодно из ВУЗов выпускаются максимум 300 специалистов.

В отрасли как таковой существует конкуренция?

В рыночных условиях конкуренция существует всегда. Но мы создавали систему, способную обеспечить заказами хороших архитекторов и дизайнеров.

Мария Серебряная

То есть вы не вошли в конкурентную среду, а создали собственный рынок?

Мы создали площадку Casa Ricca, в рамках которой конкуренты стали нашими партнерами, способными эффективно взаимодействовать друг с другом.

Претерпевает ли отрасль интерьерного дизайна какие-то изменения?

Да, сегодня мебельная отрасль идет по тому же пути развития, что и фешн. Особенно это заметно в течение последних 5 лет. Это значит, что появляется мода на предметы, которая быстро проходит. И это ведет к тому, что многие фабрики, следуя модным веяниям, теряют свое «лицо», усредняются.

Это хорошо или плохо?

Я считаю, что плохо, но таковы требования рынка. Если ты не принимаешь его новых условий и вызовов, ты оказываешься вне.

Есть ли место на рынке тем, кто решил сохранить свою индивидуальность?

Да, но с каждым годом все меньше.

Ваш любимый стиль?

Я устаю от любого чистого стиля в больших количествах. Предпочитаю чередовать и работать понемногу в разных стилях. Во-первых, все клиенты разные и у каждого свои предпочтения. Во-вторых, нельзя оставаться на месте, ты должен постоянно двигаться вперед и развиваться.

Бывает ли такое, что клиент хочет сделать интерьер в одном стиле, а после общения с вами меняет свою точку зрения?

Да, такое бывает. Обычно это клиенты, которые не имеют четкого представления о том, что именно они хотят.

Расскажите про ваш опыт работы с брендом Visionnaire.

Для меня и моей команды это было совершенно новое направление. Дизайнер интерьера разрабатывает проект под конкретного клиента, которого уже успел изучить и понять. Но в промышленном дизайне вы должны создать проект, который понравится большому количеству людей. Мне хотелось сделать то, что было бы востребованным в любой точке мира. Итальянский дизайн, например, славен своей универсальностью – предметы покупаются одинаково и в Европе, и в Азии.

Для меня это был интересный опыт. Сначала это был больше вызов, проверка собственных возможностей. Затем – бизнес, который приносил хорошие деньги. Но неизменным оставалось то, что я получала колоссальное удовольствие от всего этого.

Можно ли говорить о том, что это новая ступень вашей профессиональной карьеры? Есть ли понимание, куда идти дальше?

Понимание есть всегда. Сотрудничество с Visionnaire – новый виток моего профессионального развития. Это люксовый бренд, с которым работают всемирно известные дизайнеры.

Помню, для презентации своей коллекции Луиджи Кавалли я даже специально написала текст на итальянском. И очень надеялась, что хотя бы одну модель он выберет. Сначала он долго смотрел, молчал, но взял почти всю коллекцию. Это был шок!

Мария Серебряная

Что такое итальянский дизайн?

Для меня итальянский дизайн – синоним мобильности: итальянцы никогда не стоят на месте. Еще, у итальянцев очень эмоциональный дизайн. На одной из лекций итальянский дизайнер рассказывал о том, что, если вы передали свою эмоцию, значит, дизайн работает.

Можно ли сказать, что итальянский дизайн привносит в дом эмоции?

Конечно.

Какая деталь обязательно должна быть в любом интерьере?

Интерьер, в первую очередь, должен быть комфортным и функциональным. Детали нужны для того, чтобы их менять. Профессионализм дизайнера заключается в том, чтобы заложить базу и сделать возможным внутреннее движение деталей.

По вашему мнению, когда требуется обновить интерьер, а когда кардинально его поменять?

Внутренняя архитектура дома закладывается один раз. Если дизайн интерьера выполнен профессионально, то фундаментальную часть менять не нужно.

В психологии считается, что женщина должна менять обстановку раз в 7 лет. Для этого достаточно внести изменения с помощью небольших деталей, скорректировать отдельные предметы.

Есть ли у вас личный секрет профессионального успеха?

Да, это «три кита», которые дают мне полноценное представление о дизайне. Первый – я знаю «внутреннюю кухню» итальянских производств. Второй – у меня постоянная обратная связь от клиентов. Третий – есть опыт массовых продаж.

Каким стал наилучший результат проекта Casa Ricca?

Сейчас он находится в стадии активного роста, поэтому трудно объективно определить наилучший результат. На сегодняшний день мы получаем отклик и от профессионального сообщества, и от клиентов, видим, что проект востребован.

Что первично в любом проекте?

Идея архитектора или дизайнера. Но если говорить о самом начале проекта – это правильно выстроенный диалог между клиентом и архитектором.

Ваш любимый художник?

Илья Ефимович Репин.

Какую музыку слушаете?

Я люблю сальсу. Когда мне нужно восстановить силы, слушаю инструментальную музыку.

Что вас вдохновляет?

Отправной точкой для создания чего-либо может быть абсолютно любая вещь, любое событие. Например, у меня есть коллекция, на которую вдохновили дети, вырезающие аппликацию. Идея может прийти совершенно случайно, внезапно. Конечно, есть еще так называемая наработанная идея, когда вы долго размышляете над каким-то проектом, ищите пути решения, а потом количество переходит в качество.

Нужна ли вам «перезагрузка» при переходе от одного проекта к другому?

Я многозадачна. Если погружаюсь во что-то одно, мне становится скучно. Переключение позволяет взглянуть на одни и те же вещи с новых точек зрения.

Есть ли у вас хобби?

Любые экстремальные виды спорта, кроме прыжков с парашюта, танцы. Одно время мы с мужем танцевали хасту. Сейчас я занялась йогой.

Сформулируйте самый полезный совет для дизайнера.

Нужно научиться радоваться успехам своих коллег! У нас в России есть отличительная черта – мы ревностно относимся к удаче других. У нас никто не оценивает успехи, не хвалит, а от этого, поверьте, все бы только приобрели.

Lifestyle

«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда

Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Lifestyle

«Мягкая сила» Российского кино

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет