С чего начался Ваш путь в искусстве?
Изначально это был импульс самовыражения. Мне захотелось изменить готовые фотографии из журналов. Это было где-то в 2010–2011 году. Я смотрел фотографии, разные образы. Мне казались они интересными. Я их вырезал из журналов, видоизменял, трансформировал. Что-то дорисовывал, что-то приклеивал, фотографировал на телефон и выкладывал во «ВКонтакте». Я даже не знал, что это называется «коллаж». Не преследовал какой-то коммерческой цели, хотел таким образом сказать: «Вот так я вижу».
А в то время, в 2010 году, чем еще Вы занимались?
Я был обычным парнем: играл в футбол, в контр-страйк. Первые деньги заработал контр-страйком в компьютерном клубе. Закончил 11 классов в Красноярске, поступил в филиал Финансовой академии при правительстве РФ на специальность «Финансы и право». Отучился там 3 года, потом я должен был доучиться два года в Москве.
Уже тогда я делал какие-то скетчи, но это было для себя, выкладывал в интернет. Не было особо поддержки из семьи. Самый переломный момент был, когда я подрабатывал менеджером по продаже и рекламе в региональном журнале. Тоже интересно, как я туда попал. Был конкурс из 10 человек, мы проходили обучение от директора. Причем у меня не было каких-то амбиций туда попасть, я просто уходил от конфликта с родителями. Потому что до этого я просто сидел дома и делал «странные картинки», никак их не мог монетизировать. Хотя я говорил, что на все нужно время, «Москва не сразу строилась», на рождение ребенка 9 месяцев уходит. Я говорил: «Пап, мам, сейчас все будет, подождите. Мне это нравится, я что-нибудь придумаю». Но мне сказали идти на стабильную работу.
В итоге меня взяли. Я там работал, сидел в офисе, не понимал, зачем я тут нахожусь. В то же время в клубе познакомился с фотографом – Артемом Поменчуком. Он мне предложил сфотографироваться. Я согласился. До этого я с миром моды никак не был знаком, тоже важный момент. То есть, я просто листал журналы и мне нравились красивые девушки, картинки, искусство, с которым я тоже никак не был знаком — просто мне был приятен визуал. Ну вот он меня сфотографировал, не говоря о том, что он скаут модельного агентства. Через неделю мне звонит Артем и говорит: «Жень, приди, пообщайся с директором». Я пообщался и мне предложили сразу контракт в Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг, Бангкок, Милан. И я уезжаю из России на 9 месяцев с минимальным знанием английского языка. Мне просто хотелось увидеть мир. Я до этого ни разу не был заграницей и не видел море. Я понимал, что нахожусь в той индустрии, которая мне нравится.
Там уже понял, что мне интереснее создавать как фотограф, как художник, и в качестве инструмента применять коллаж. Это потом я узнал, что это называется коллажом. Я общался с творческими ребятами и они говорили: «О, Жень, классный цветовой треугольник». Я спрашивал: «Какой треугольник?». А у меня там цвета сочетаются, оказывается. И тогда я по чуть-чуть нахватался, начал больше интересоваться этим, чтобы как профессионал расти. По истечении 9 месяцев я вернулся обратно в Красноярск. На меня вышел парень, который у нас снимал всю рекламу, ему кто-то, видимо, меня порекомендовал. Он увидел мои коллажи и показал три кнопки, на которые надо нажимать – я начал монтировать видео, заработал денег на фотоаппарат и ноутбук и уехал в Москву в 2013 году.
А если вернуться в тот момент, когда Вам предложили посмотреть мир и поработать моделью. Тогда было страшно?
Было интересно, потому что я нигде не был, только в России. Это другая культура, другой мир, другой менталитет. Меня это очень вдохновило, не могу сказать, что было страшно. Терять-то нечего было. У меня как раз был переломный момент. Либо стабильная работа с хорошей зарплатой, со скидкой в 50% во всех бутиках, спа-отелях, ресторанах города и личная машина. Либо непонятно что. Я выбрал «непонятно что».
Как трансформировался подход к искусству, если брать начало Вашего пути и настоящий момент? Если раньше это была насмотренность, то сейчас?
Если взять мои работы, будет видно, что в одно время со мной резонировала определенная стилистика. Я любил помещать моделей в природные ландшафты, тем самым создавая перспективу и сюрреалистичность. Опять же, почему природа? Я в Красноярске много времени проводил на природе. У нас очень она красивая и вдохновляющая. Я ничего другого и не видел.
Со временем я узнал, что есть Марк Ротко, Рене Магритт, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Сальвадор Дали. И мне нравилось их творчество. И коллаж – это же все составная история. Ты берешь везде по чуть-чуть и создаешь свою работу. И я понял, что перерос уровень, когда ты вставляешь какого-то персонажа просто в природный ландшафт. И мне интереснее стало работать с цветами, формой, наполнением, линиями, деталями. По-моему, работы стали сложные, но, с другой стороны, более простые в плане восприятия.
А коллаж – это спланированный процесс или стихийный?
По-разному. В начале пути я, наверное, за день мог сделать по 10 разных работ. Но опять же, потому что для меня это было ново, из-за этого много разных вариаций. А со временем, когда ты уже отшлифовал какие-то моменты в своей работе, ты понимаешь, какие формы, цвета и другие приемы работают лучше. И конечно в один момент приходит ступор — что дальше? Но потом все равно ты обновляешься, проживаешь это и находишь какие-то новые формы. Не могу сказать, что за все 10 лет был какой-то серьезный творческий кризис. То есть были моменты апатии, но я самостоятельно выходил из этой ситуации.
Ситуация с локдауном как-то повлияла на Ваше творчество?
Есть такой мем «художник на карантине/художник не на карантине». Просто у холста стоишь и там, и там. И вот я такой же. Нет, я люблю гулять, выходить, общаться с людьми. Но большую часть времени я дома. Но опять же, это все периодами. Вот перед самым первым карантином я снял рекламную кампанию Puma как фотограф. И это мне помогало жить финансово. Были мысли уехать в Красноярск, потому что не было никакой работы: страшно и непонятно, что делать. А потом появилась работа. Мне написал бренд постельного белья, и в тоге я отснял его дома. Купил свет, фоны, сделал раскладки и реализовал рекламную кампанию.
У меня страх возникает только тогда, когда творчество никому не нужно. Потому что все мы хотим быть кому-то нужными. В начале ты на энтузиазме работаешь, а потом понимаешь, что тебе охота прогресса, чтобы узнало большее количество людей. И это нормальный процесс.
Карантин прошел нормально, я максимум погрустил месяц-полтора, а потом у меня были проекты, которые наполняли меня и не давали мозгу грустить. То есть для меня первостепенно – проекты и работа. И чем они креативнее и более оплачиваемые, тем больше меня это радует.
Вам важно быть нужным именно как хороший художник или критика и неприятие тоже необходимы?
В первую очередь я хотел бы, чтобы люди просто знали, чем я занимаюсь и узнавали мой стиль. Чтобы приходили ко мне за ним. Даже, допустим, когда на работе не было подписано, кто это делает, люди думали: «О, это Женек». Что касается критики, я абсолютно адекватно к этому отношусь, потому что самый главный критик – я сам себе.
Я в этом году загадал себе небольшое желание, чтобы Ольга Свиблова узнала обо мне. И в прошлом месяце мне предложили поучаствовать в конкурсе. Хоть я и не любитель, потому что это какая-то абсолютно субъективная история. Но я поучаствовал и попал в шорт-лист десяти финалистов. Пришел на бранч 18-го сентября в ресторан на Патриках, где объявляли победителя – и там была Ольга Львовна, которая прошлась по каждому по поводу его творчества. Я потом с ней отошел на портфолио-ревью. Она назвала бестолковыми работы, которые я знаю, что многим людям нравятся. А некоторые показались ей очень талантливыми. И она говорит: «Не понимаю, откуда это у тебя, если нет образования и ты не из творческой семьи. При тех вводных, что ты мне рассказал, у тебя очень хорошие успехи».
И вот это на тему критики. Я к ней прислушиваюсь, если мне важно мнение человека. Но в любом случае я не изменяю себе, я действую теми методами и на тех ощущениях, которые во мне есть изначально. Потому что я возвращаюсь эмоциями назад и думаю: «Не изменяю ли я себе в том, чем занимаюсь?». Потому что это родилось во мне – никто ко мне не приходил, не приводил за руку. Поэтому я честно могу сказать, что я, в первую очередь, сам для себя учитель. Может, не очень хороший, так как явно есть моменты, которые я не дорабатываю, потому что самоучка – и я адекватно это оцениваю. Мы каждый день учимся и узнаем новое. Я стараюсь смотреть на работы под разными углами.
Вы как раз говорили, что хочется делать как можно больше вариаций одной работы. Что Вам и зрителю дает изменчивость этой формы?
Это нужно для того, чтобы увидеть, как с одним наполнением можно показать разноплановость, разнофактурность той или иной работы. Но опять же, это все поиск. Поиск, который нужен, чтобы потом остановиться на том, что будет резонировать со мной. Сейчас я показываю намного меньше, чем пробую, потому что опять же, с опытом я понимаю, что лучше работает визуально, а что хуже. И второе я не буду выкладывать. Со съемками так же. Сначала ты думаешь, что у тебя 20 гениальных кадров и все выкладываешь в инстаграм. А потом понимаешь, что 3–6 – максимум.
А Вы с кем-нибудь советуетесь, когда есть несколько вариантов работы?
Иногда бывает спрашиваю людей, чей визуальный вкус мне нравится, но не было такого, что я бездумно слушаю мнение. Просто со временем у тебя глаз замыливается, особенно когда ты в моменте делаешь, делаешь и делаешь. Тогда нужно выдохнуть и посмотреть на работу с другой стороны, может через несколько дней. Часто бывает, что я закончил какую-то работу, а уже перед самым постингом замечаю, что нужно поправить что-то еще. Иногда спрашиваю мнение. Это нормально, ведь я выкладываю это на публику. Люди же будут это смотреть. Мне важен фидбек. Но не могу сказать, что я его заложник. Если бы я был его заложником, то я был бы несчастным человеком.
Есть какое-то различие в подходе к творческой работе и коммерческой?
Когда чисто коммерческий проект, там завязано большее количество людей, есть определенный референс. Вот недавно был проект с GQ Style. Мне предложили снять фэнт-стори, сделать 8 коллажей. Я озвучил свои идеи, им все понравилось. А во время съемки еще поступил комментарий, что 8 коллажей – это очень много, предложили чередовать коллаж и фотографию. Я решил попробовать сделать 8 коллажей, чтобы это смотрелось гармонично. По итогу вышло 9 коллажей – и их утвердили. Один взяли в содержание, а 8 в фэшн-стори. И не было ни одной правки. И это редкий случай коммерческого проекта, который сильно вдохновил.
А были проекты с большим количеством правок?
Конечно. Вот недавно был проект Аdidas с Манижей. Я сделал историю для обложки трека «Изумруд» – он записан с использованием голоса Высоцкого. Заказ классный, я хотел его реализовать, но опять же, он в визуальной эстетике того времени, когда я работал с пейзажами. А я сейчас делаю чуть более абстрактно, авангардно и винтажно. И я от этого отошел, а меня попросили сделать так, как я делал раньше. И там прилетело очень много правок. И получилось так, что три картинки размазались на две недели. То клиент не на связи, то опять правки, а хочется все в моменте сделать. По итогу всем все понравилось, сделал хорошо. Но у себя я не выкладывал. Только в сториз. История интересная: Манижа, Аdidas. Но по ленте не мэтчится.
Как заставить себя творить в случае, когда нужно выполнить работу, посыл которой на этом этапе творчества не совпадает с твоими ощущениями?
А вот это и называется профессионализм. Что отличает профессионала от дилетанта? Профессионал тебе выдаст в любом эмоциональном настроении хороший результат. Потому что им будут повелевать не чувства, а выдержанные качества, которые он много лет в себе формулировал. Это из серии: «Почему эта работа столько стоит, если вы ее сделали за 10 минут?» — Потому что я десять лет этим занимался, чтобы сейчас это сделать за 10 минут.
С чего начать знакомство с современным искусством человеку, который не разбирается в нем?
Большинству людей в России до современного искусства вообще нет никакого дела. Им важно заработать деньги и прожить. Люди зачастую начинают интересоваться искусством, когда у них закрыты базовые потребности. И если это так, то можете начать с более привычных всем музеев и галерей.
Я знаю, что для художника очень важна концепция, потому что без нее ты никуда не попадешь. К каждой работе должна быть какая-то аннотация. Из-за того, что я самоучка, я к этому пришел не сразу. Я часто игнорировал мысль, что у работы должна быть история, которая все объяснит. Когда я завершал работу и у меня спрашивали: «Что это означает?» – меня вводило это в ступор. Я не понимал, почему недостаточно того, что они видят. Но нас в такие моменты спрашивает мозг, потому что ему всегда нужно объяснение тому, что перед ним. Если мы прислушаемся к сердцу, то визуальной составляющей действительно будет достаточно.
И опять же, все становится коммерческим. И современное искусство – это большой мыльный пузырь. Часто работы не стоят своих ценников. Но цена складывается из выставочной деятельности, из бэкграунда, из галереи, из многих факторов – и в том числе, из истории. Есть люди, которые пишут художникам эти истории. То есть, порой даже художник это не сам делает. Но, возвращаясь к вопросу, я бы начал с азов. С литературы, с фильмов. Нужно узнавать больше про конкретных художников и про проекты, которые именно резонируют с вами, потому что это будет формировать ваш стиль.
Вы сказали про смыслы. А нет творческой «жадности» в желании, чтобы зритель понял именно ту идею, которые Вы заложили в работу?
Есть у меня работа с текстом «Вселенная чувствует ритм – главное оставаться открытым». Вот тут, например, месседж понятен. Но если говорить про образные истории, где какие-то силуэты, то нет. Есть еще работа, где целующаяся пара на фоне горы. Часто у меня спрашивали, что она обозначает. Я в первую очередь закладывал смысл, что мне интересно было вписать силуэт целующейся пары в силуэт горы. И за счет этого создать коллажность и сюрреалистичность – такого размера люди не могут быть в такой перспективе горы. Но потом, когда меня это спрашивали, я думал: «Тебе самому задают вопрос о том, какие эмоции ты испытываешь, зачем ты это делаешь». И я начал после этого на какие-то работы формулировать конкретные описания.
Допустим, к этой работе – «профиль целующейся пары на фоне вершины горы Ама-Даблам в Гималаях». Я посмотрел, что эта гора одна из самых сложных для покорения. И подумал, что гора – это как символ того, что пытается покорить человек. А поцелуй – знак покорения горы.
Что для Вас значит эта «открытость», если говорить о работе «Вселенная чувствует ритм – главное оставаться открытым»?
В первую очередь надо прислушиваться к себе и не изменять себе. Со временем я уже могу сказать, прислушиваясь к своему организму, сделал я правильный выбор или нет. Раньше, когда я еще не был в индустрии, я был довольно закрытым человеком. И когда я начал полноценно выступать в качестве фотографа на съемках, первое время мне было тяжело находить коммуникацию. Но я понимал, что если я хочу расти в этой индустрии, то мне нужно быть open-minded. Раньше я бы никому сам не написал, например, продюсерам или брендам. Я думал, ты делаешь работы – и к тебе приходят.А потом у меня случился первый коммерческий проект – я сделал 30 коллажей на неделю моды для дизайнера Николая Красникова, еще когда жил в Красноярске. Я думал, что после этого ко мне пойдут золотые горы. А нет. Ничего не было. И я понял, что нужно напоминать о себе. Что, соответственно, один из пунктов открытости.
Для чего создается недосказанность в творчестве?
Мне вообще нравятся тайны. Вот в работах мне нравится перекрывать лица, глаза частично или полностью. Потому что, например глаза – это зеркало души, и когда их не видно, мы не знаем, кто перед нами. Меня привлекают оккультные знания, эзотерика. Меня это интересовало еще со школы, когда это вообще не популяризировали. Это было интересно, я искал единомышленников, фанатично этим делился, но мне говорили, что я поехал крышей. И я все это рефлексировал в свои работы – перерабатывал в творчестве переживания, какие-то любовные истории. Там я находил отдушину. И это помогало не стать «сумасшедшим», потому что разные были периоды.
Я просто понимал, что нужно быть социально-понятным человеком. Без фанатичного тиражирования своего мнения касательно тем, которые не близки людям. Я стал аккуратнее в разговорах о духовности и эзотерике и перенес это в творчество. Но я уже этим так не интересуюсь, потому что в один момент начал терять связь с миром реальным, а я все-таки работаю в индустрии, где вокруг много людей, и ты должен быть понятным, чтобы тебе могли доверять.
С какими из Ваших работ начать знакомство человеку, который не слышал о Вашем творчестве?
Если взять фидбек со стороны зрителя, больше всего он был в 2015 году, когда я сделал работу с бесконечностью, где женский бюст и бесконечность вместо глаз. Работу я делал бессознательно. Я жил тогда в мастерской на улице Правды. И там стоял широкоформатный принтер, у нас было много картона, красок. И в один из дней я взял картон, пошел в соседнюю комнату, напечатал на принтере черно-белый портрет, отрезал пол лица, вырезал по контуру и приклеил на картон, который покрасил в красный цвет. Решил изобразить вместо глаз знак бесконечности и в дальнейшем сделал капли и подтеки, которые добавляют немного гранжа и неаккуратности. Взял стремянку, поехал на винзавод, на жидкие гвозди приклеил работу и подписал тег «Джеки 46». Друг меня называл «Джеки», а 46 – любимое число. И я смотрю, что в инстаграме каждый день отметки, людям нравится.
Раньше я тоже делал работы на улице, меня вдохновлял Бэнкси, фильм «Выход через сувенирную лавку». Это были: «Обезьяна с айфоном» на тему селфи, «Полицейский в костюме из долларов» на тему коррупции и еще несколько работ. Я их тоже тиражировал, клеил на улице, но такого «вау эффекта» не было. То есть, после той работы многие узнали о моем творчестве. Опять же, я не вкладывал глубокого смысла. Мне вот нравится женская эстетика, сюрреализм, тайна и недосказанность. Я смешал эти образы между собой. И знак бесконечности классно напоминает нам глаза, но при этом мы не знаем, кто находится перед нами. Это такой символизм.
Еще ранние работы, которые я оставил во «ВКонтакте». Там можно посмотреть, как менялся мой стиль еще до коллажей. Я пробовал в разных техниках работать. Помню, у нас выключили свет, а я так хотел рисовать, что просто светил фонариком и работал, потом выкладывал.
Вопрос номера:
С чего начинается любая трансформация? С мысли о ней.
Любимый город | Барселона |
Если автомобиль, то | Porsche 911 |
Если домашнее животное, то | галаго |
Мужчина обязательно должен уметь | давать уверенность в завтрашнем дне |
Женщина обязательно должна уметь | готовить |
Если мне плохо, то я | стараюсь делать так, чтобы было хорошо |
Я не люблю в людях | лицемерие |
Чтобы решить трудную задачу, | в школе я всегда искал, кто мне ее решит |
Если часы, то | лунные |
Если алкоголь, то | сидр кокосовый |
Если weekend за границей, то | Берлин |
Последний понравившийся фильм | «Работа без авторства» |
Любимая музыкальная группа или исполнитель | Modjo «Lady» |
Какого современника вы можете назвать лидером? | Юрий Дудь |
Кто обязательно должен стать героем Leaders? | Вася Березин |
Что бы вы у него(нее) спросили? | Как ты пришел к тому, к чему пришел? |