Расскажите немного о том, как вы пришли в театр? Может быть, это была ваша мечта детства?
С детства я мечтал быть режиссером кино. Театр – это живое искусство, оно здесь и сейчас, а кино – вечное. Я родился на Дальнем Востоке, выбора, где учиться, особо не было, поэтому первое образование я получил в Хабаровском институте культуры, после чего я попытал свое счастье и отправился в Москву. Тогда в 1994 году О.П Табаков набирал курс и меня приняли в школу-студию МХАТ, по окончании меня зачисли в труппу Табакерки.
Почему решили ставить спектакль по книге «Тихий Дон»?
«Тихий Дон» — моя вторая режиссерская работа в театре «Русская песня». Первая – «Калина красная». «Тихий Дон» мы запланировали еще до пандемии, но премьеру пришлось отложить. Знаете, есть такие строки в стихотворении Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают», поэтому мы перенесли премьеру на март 2023 года. Несмотря на время, люди живут, влюбляются, родители уходят, рождается новое поколение – все циклично. Мне, как режиссеру, интересен человек – Григорий Мелехов – и его жизненный путь. Внешние же факторы – это прилагаемые обстоятельства, влияющие на формирование характера этого героя.
Чем вам лично близко само произведение?
Я уже говорил, что я с Дальнего Востока. У нас есть река Амур, на этой реке прошло все мое детство, я помню своих молодых родителей, я помню, как мы пропадали там целыми днями, детство – счастливое время. С годами понимаешь, что хочешь сохранить эту «картинку» на долгое время, а может быть, навсегда. Какое счастье, что это можно сделать сценическими средствами, вложить туда свои детские впечатления.
Насколько сложно было вместить все ключевые события в постановку? Вам удалось преобразовать четыре тома «Тихого Дона» в трехчасовой спектакль.
Сложно. А точнее сказать – невозможно. Мы взяли одну линию. От остальных пришлось отказаться. В нашем спектакле отражены ключевые события из жизни главного героя Григория Мелехова. Я бы больше говорил про атмосферу спектакля: театр «Русская песня» — уникальный организм, который, исполняя песню, может заставить тебя пережить всю свою жизнь. Я поездил по стране, был в разных театрах и в разных городах, но такой атмосферы, таких голосов я не встречал. За это, конечно, особая благодарность и низкий поклон Надежде Георгиевне Бабкиной.
Какие были интересные моменты при подготовке к спектаклю?
Интересных моментов огромное количество. Репетиционный процесс – самый интересный и запоминающийся. Надеюсь, в будущем удастся поставить в театре «Русская песня» еще что-нибудь.
Вам также удалось собрать на одной сцене интересных артистов. Расскажите, как вы их подбирали? Что было важно отразить в характере героев?
Когда я выбирал актеров, я руководствовался характерами и их фактурой, потому что не каждый актер, у которого есть фактура, может сыграть казака, у кого-то преобладает интеллигентность и ее нужно прятать, у кого-то отсутствие правильной внутренней силы, свободы. Мне кажется, с актерами мы не прогадали.
Что вас привлекает в театральном деле?
Я бы ответил строками из стихотворения В. Гафта «Театр»:
«Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
Театр — сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!».