Основатель и генеральный продюсер Фестиваля уличного кино.
Сейчас Фестиваль уличного кино — масштабное индустриальное событие с десятилетней историей. Но начнем с начала. А точнее, даже с того, что было до… Расскажите, чем вы занимались?
Мы с Ритой были молодыми активными владивостокскими студентами и вполне осознанно впутывали себя в разные авантюры, связанные с изменением города, заполняя его пустующие пространства мероприятиями и культурными активностями. И делали мы это не потому, что сильно горели урбанизмом, а в первую очередь из-за скуки. Нам было интересно, что же может произойти с городом, если проводить различные эксперименты. Фестиваль уличного кино стал следствием одного из таких экспериментов в 2013 году. Мы решили наполнить жизнью построенный тогда на набережной амфитеатр, натянув на тросах белый билборд, подключив домашний проектор и колонки. Так мы начали показывать разное кино всем желающим.
Мы ни с кем не договаривались, и последствия могли бы быть негативными, но администрация города отреагировала на нашу затею мудро. Нас немного пожурили, но все-таки дали добро на проведение на этой площадке летних показов. Каждые выходные мы приходили, выкатывали билборд и крутили разное кино — от советских фильмов до «Форреста Гампа», собирая всегда аншлаги. Нам за это не платили деньги. Но мы поняли, что можем делать что-то полезное для города и его жителей. А еще мы поняли, что кино может решать неочевидную задачу формирования городской среды.
Как решились на первый фестиваль?
После успешной практики в одном городе мы решили тиражировать этот опыт, связались через соцсети с различными активистами. Так, летом 2014 года мы решили взять 16-метровую фуру у дальнобойщиков и проехать на ней все города — от Владивостока до Москвы. Посыпались вопросы про кино, которое мы повезем. И тогда мы поняли, что везти какой-то один фильм — это странная идея. По чьему-то совету мы присмотрелись к короткому метру. Так родился формат, когда мы собираем двухчасовую программу из лучших российских короткометражек, где люди голосуют за понравившиеся им фильмы фонариками своих телефонов, а мы замеряем уровень света специальным устройством. И к концу нашего тура определяется фильм-победитель.
«МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ГОРОДА И ЕГО ЖИТЕЛЕЙ»
Вы проехали от Владивостока до Москвы?
Да. Но фура практически в самом начале нашего путешествия заглохла, и нам пришлось добираться до Москвы на попутках и на плацкартах.
Как тогда реагировали городские зрители на такой формат?
Показы привлекали людей, но тогда короткий метр не был особенно понятен и привлекателен для широкой аудитории. Поэтому мы наполняли наш фестиваль музыкой, лекциями и другими активностями под открытым небом. Так мы сформировали за много лет лояльную аудиторию, которая любит российский короткий метр.
В 2015 году вы на автомобилях проехали от Владивостока до Лиссабона. Расскажите про этот киноперформанс.
После первого успешного тура презентация о нашем фестивале попала на стол генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну. Ему очень понравилась наша идея, и он предложил расширить географию проекта до Европы. Так мы решили проехать от самой крайней восточной точки Евразийского континента, Владивостока, до его самой западной точки, Лиссабона. Это был новый вызов. На тот момент мы уже понимали, как собирать тысячи людей, и неважно, что это за город, Владивосток или Воронеж, но что делать с европейскими городами, мы не знали. Мы поступили так, как уже делали: находили в соцсети в разных городах заинтересованных активистов, представителей площадок и вовлекали их в наш фестиваль. Так мы впутали в эту затею около 5000 человек, в том числе тех, кто помогал искать короткометражные фильмы, переводить их на языки принимающих нас стран и взаимодействовать со СМИ. Мы по-прежнему были тогда студентами, у нас не было денег, и мы делали все это на волне бешеного энтузиазма. Мы подготовили все и отправились впятером на машине. Этот тур занял 3,5 месяца, за которые мы переболели, переругались, а еще параллельно с нашим путешествием рос курс евро, и уже на полпути деньги закончились. Дальше мы жили в машине, впроголодь. При этом возникало огромное количество форс-мажоров, которые необходимо было решать. Но все были счастливы.
За 10 лет многое поменялось. В этом году фестиваль прошел в 1644 городах и населенных пунктах. Как это возможно сделать за несколько месяцев?
Вернувшись с фестивального тура 2015 года, мы поняли, что нам нужно хотя бы на пару лет взять тайм-аут от длительных поездок, потому что 3,5 месяца на ходу, 15 тысяч километров в путешествии, практически без сна и без отдыха — это слишком изматывающее занятие, и если достаточно часто повторять подобный опыт, то можно умереть до 30. И тем не менее параллельно с этим нам хотелось продолжать фестиваль. Мы получали сотни заявок со всей страны, со всего мира с предложением провести фестиваль в их городах. При этом мы понимали, что мы уже не готовы эти сотни городов проезжать физически. И мы решили в конце 2015 года упаковать фестиваль в то, что сейчас принято называть социальной франшизой.
Как когда-то в Новосибирске примерно в те же годы появился «Тотальный диктант», который впоследствии охватил весь мир, как когда-то в Томске ребята-активисты изобрели «Бессмертный полк», который тоже начали подхватывать активисты и волонтеры со всего мира. Так и мы наш фестиваль упаковали в набор практик, четко, алгоритмично объяснили, что нужно делать на каждом этапе: как согласовать площадку, где найти технику и так далее. Оставили за собой все, что связано с селекцией программы, и дальше просто дали фестивалю жить самостоятельно, без нашего физического участия. И проект начал расти кратно. Уже в 2016–2017 годах он проходил в 67 странах мира, охватывая сотни городов. А сегодня, на свой 11-й год, он охватывает 1644 города и населенных пункта и собирает на улицах больше полумиллиона зрителей. И если раньше этот проект был направлен на развитие городских территорий и объединение активистов, то сейчас это полноценное кинособытие, продвигающее авторское российское короткометражное кино.
Жесткий отбор? Как он происходит?
Ежегодно мы собираем более 1000 российских короткометражек и отбираем из них 5–10 самых ярких.
«КОРОТКИЙ МЕТР НЕ БЫЛ ОСОБЕННО ПОНЯТЕН И ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ»
Короткий метр — это всегда этап перед полным метром?
Иногда короткий метр — это просто короткий метр, это отдельный жанр. Но бывает иначе. Ведь чаще всего короткий метр — это возможность заявить о себе индустрии, как правило, начинающим режиссерам, и, если их опыт будет успешным благодаря фестивалю, они получают дорогу в большое кино. Победитель фестиваля получает миллион рублей на упаковку полного метра.
Кто был в жюри конкурса?
В этом году — режиссеры Клим Шипенко, Олег Тро- фим, Алексей Нужный, актрисы Ирина Горбачёва и Кристина Асмус. Ранее в жюри входили Александр Петров, Милош Бикович, Тимур Бекмамбетов, Дмитрий Дьяченко, Валерий Тодоровский, Андрей Кравчук, Андрей Золотарёв, Александр Цыпкин и многие другие.
За 10 лет есть любимый фильм?
Я хотел бы отметить работы Ивана Соснина, который учился на металлурга в Екатеринбурге и понял, что хочет снимать кино, соблазнил своими идеями компанию «Дядя Ваня», которая выделила денег на его первые работы, что сделало его известным на всю страну. Эта история показывает, что в российской киноиндустрии есть место сказке и, если ты талантлив, ты сможешь пробиться.
Верите в развитие короткого метра?
Я не верю, что короткий метр может тягаться с большим кино, тем более с сериальным кино, которое позволяет зрителю фактически жить внутри истории, которая может разворачиваться очень долго. И вечер выходного дня — это время, которое среднестатистический российский зритель точно потратит на что-то другое, но не на короткий метр. Я в этом уверен. Короткий метр может конкурировать за зрителя в те моменты, когда на длинную историю просто нет времени. Но если будет площадка, где он может за те же 10–15 минут увидеть цельную историю, настоящее кино, рассказанное от начала до конца и умещающееся в этот лимит времени, то я уверен, что это может быть популярно. Фестиваль показал, что люди позитивно воспринимают этот формат, у него есть свой зритель.
Каким видите фестиваль через 5 лет?
Последние два года мы стараемся развивать фестиваль как индустриальное явление. Первые 9 лет мы развивали фестиваль как open air, как масштабный уличный фестиваль, задача которого — еще больше размножиться, захватить еще больше площадок, дотянуться до еще большего количества зрителей. И в погоне за этим мы совершенно забыли, что мы, в общем-то, кинофестиваль. И в какой-то момент случилась удивительная ситуация, когда мы были грандиозным событием, которое встречалось с диким интересом сотнями тысяч людей по всей стране, но при этом практически не замечалось российской киноиндустрией. Ну, то есть нас воспринимали просто как такой фан-сервис, который позволяет просто еще каким-то новым способом показать российское короткометражное кино, который выполняет такую просветительскую, если не сказать развлекательную, функцию для широкого зрителя. Но как индустриальное явление, как сервис, как инфраструктура для поиска новых талантов мы совершенно не считывались.
«МЫ ВПУТАЛИ В ЭТУ ЗАТЕЮ ОКОЛО 5000 ЧЕЛОВЕК»
И последние два года я занимаюсь тем, чтобы проект закрепить как главный российский кинофестиваль с точки зрения поиска молодых талантов. Параллельно с этим мы развиваем образовательную программу фестиваля. Один из наших проектов — мобильный университет, онлайн-платформа, на которой учатся свыше 70 тысяч человек. И совместно с мобильным университетом мы запускаем офлайн и онлайн образовательные программы для молодых режиссеров, сценаристов и операторов и проводим их в российских регионах.
Что испытываете каждый раз при закрытии фестиваля?
Обычно ничего не испытываю, потому что параллельно с закрытием фестиваля, которое происходит в октябре, мы уже ведем параллельно подготовку к фестивалю следующего года. Цикл подготовки к фестивалю 12 месяцев. Мы не вылезаем из этого процесса.
«МЫ ПОЛУЧАЛИ СОТНИ ЗАЯВОК СО ВСЕЙ СТРАНЫ, СО ВСЕГО МИРА»
Если бы сняли короткий метр, то про что бы он был?
Я не думаю, что я когда-нибудь буду снимать кино, потому что я нашел другой способ самовыражаться. Мне вполне комфортно и интересно в качестве организатора проектов, в качестве человека, который придумывает какие-то истории, которых не было, находит на них людей, мотивирует их и в итоге так или иначе как-то влияет на процессы, происходящие в разных индустриях, с помощью своих проектов. В продюсировании и в организации я закрываю все свои творческие амбиции и, мне кажется, достаточно внятно рассказываю свои истории.
БЛИЦ ВОПРОС НОМЕРА
Мой день начинается с работы.
Чтобы не выгореть, я занимаю себя интересными проектами.
Мужчина обязательно должен уметь нести ответственность.
Женщина обязательно должна уметь все то же, что и мужчина.
Если мне плохо, то я играю в «Сталкер. Тень Чернобыля».
Я не люблю в людях чванливость.
Я не люблю в себе готовность быть поверхностным в некоторых вещах.
Чтобы решить трудную задачу, я советуюсь.
Если свободный час, то провожу его с дочкой.
Я радуюсь всегда.
Какого современника вы можете назвать лидером? Затрудняюсь ответить.
Кто обязательно должен стать героем Leaders? Иван Соснин.
Что бы вы у него спросили? Как у него получается из года в год создавать истории, которые цепляют людей, не теряя градус.
Какой фильм должен посмотреть каждый? Пусть это будет 10 короткометражек: «Интервью» (Соснин), «Подвиг» (Петухов), «Каждый 88» (Лебедев), «Показалось» (Батуллин), My VR (Шангараев), «Авако» (Разуваев), «Взятка» (Харитонов), «Как разжечь потухший огонь» (Филатов), «Легкий способ бросить курить» (Колчин и Кузмин-Тарасов), «Как с Максимом фигня случилась» (Дудник).