Искусство — зеркало эпохи: как изменилась живопись за последние 30 лет и что ждет современных художников в обозримом будущем?

Об этом и не только рассказывает российская современная художница Kalina (Наталья Кальянова).

Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о себе. В каком направлении вы работаете? Что привело вас в творчество?

В детстве и юности тяги к рисованию у меня не было совсем. Но, становясь старше и мудрее, я все больше стремилась к гедонизму и думала о том, чтобы бросить работу и уйти в рисование. От которого, как оказалось, я получаю удовольствие.

Постоянная усталось и недосыпы в IT-индустрии, где я много лет строила карьеру, сильно сказывались на моем внутреннем равновесии. В конце концов, мне надоело работать «на дядю», и я почувствовала острую необходимость в свободе. 

Рисование открыло во мне творческую сторону, хотя мне всегда казалось, что я материалист. Занятия живописью — отличная возможность в хорошем смысле эскапизма, даже в некотором роде психотерапия. Поэтому я полностью погрузилась в это ремесло и ни о чем не жалею.

В своих работах я использую разные направления европейской живописи, однако особое предпочтение отдаю все-таки натуралистическому изображению. Главный фокус я делаю на человеке, но и пейзажи занимают немалую часть творчества. Мои картины призывают бороться с серостью и жить здесь и сейчас.

Сложно ли творческому человеку найти себя? Как бороться со страхом пробовать что-то новое и выделиться из толпы?

К искусству я в принципе отношусь легко и свободно, поэтому у меня не было страха начинать писать картины, чего не скажешь о публичной составляющей. Например, выступать с речью и давать интервью я еще не привыкла, а принимать неконструктивную критику всегда отказываюсь, поскольку мой подход к написанию картин — уникален. 

Я считаю, что в любом деле важно не бояться экспериментов. Всегда можно закрасить холст и начать заново. Прислушивайтесь к опытным коллегам и не обращайте внимания на стороннюю критику. Вы художник — вы так видите! И самое главное — перестаньте копаться в себе и заниматься самоанализом: только уверенность даст сильный толчок в развитии. 

Как, на ваш взгляд, изменилось западное и отечественное искусство от 90-х годов до наших дней? Что на это повлияло? 

Искусство 90-х на российском поле считалось творчеством большого жанра. Его задача состояла в том, чтобы поднимать остросоциальные и политические темы — такая была эпоха. Сегодня же мы видим все больше художников, которые концентрируются на человеческой составляющей. Они делают акцент на конкретных людях и их внутренних переживаниях и все менее — на чем-то масштабном. 

Конечно, на искусство значительно повлиял технологический прогресс. Если в 90-е люди отдавали предпочтение перформансу и акционизму, то сейчас популярными становятся видеоарт и NFT-проекты.

Важно отметить, что мы наблюдаем синергию между искусством и технологиями. Например, нейросети способны генерировать потрясающие картинки — и это отличный инструмент художнику для вдохновения и экспериментов. Но как ни странно, сейчас также идет тренд на традиционное ремесло и крафтовость, люди все чаще нуждаются в уюте и камерности, устав от бесконечных компьютерных процессов. Я считаю, что стремиться в ближайшие годы мы будем именно к этому. Более ценным станет то, что сделано человеком. Даже в картинах людей интересуют больше пейзажи и портреты, нежели абстракции. Хочется живой и уютной истории.

Современный художник — кто он? Что сейчас вдохновляет мастеров и что они пытаются донести в своих работах?

Вряд ли мы сможем найти собирательный образ современного художника, скорее всего, его нет. Однако действительно прослеживаются некоторые общие характеристики.

Если раньше художником считали человека, для которого искусство — вся его работа и хлеб, то сейчас — рисование лишь часть его жизни. Можно сказать, что современный художник — многопрофильный специалист, жонглер. Ведь просто написать картину теперь недостаточно — нужно уметь продвигать и продавать как продукт, так и свое имя.

Более того, сегодня художники идут в ногу со временем и осознанно подходят к рисованию. В наши дни мир очень непрост, необходимо быть открытым к повестке и трансформациям. Сейчас мастера более социализированы, открыты жизни и настроены на коммерческие цели.

Каждый художник по-своему уникален, да и вдохновение очень индивидуально. Меня, например, вдохновляют люди, фотографии и путешествия — они заряжают новыми эмоциями и идеями.

Искусство — зеркало эпохи: как изменилась живопись за последние 30 лет и что ждет современных художников в обозримом будущем?

Что, по вашему мнению, особенно отличает российского художника от западного? Чему друг у друга стоит поучиться?

Дело в том, что у нас нет необходимой инфраструктуры для художников, например, галерей или резиденций. Считается, что картины — привилегии богатых, здесь не принято их приобретать, да и не много кто может себе их позволить. А где нет покупательской аудитории — нет и условий для развития. Но я считаю, эту культуру необходимо взращивать, постепенно обращаясь к работам современных творцов. Например, привозить картины из путешествий или радовать себя и близких по праздникам шедеврами под заказ.

Какие в наши дни наиболее популярны направления живописи? Что цепляет аудиторию и почему? 

Выделить какие-то определенные трендовые стили сложно — это очень субъективный вопрос. Возможно, только лет через десять получится дать однозначную оценку или статистические данные. Однако бытует мнение, что есть три категории картин, которые покупают чаще всего: обнаженные женщины, лошади и море. Это не доказано, да и я с этим не совсем согласна: люди выбирают те картины, в которых находят отражение себя. 

Одна из самых актуальных для общества тем сегодня — искусственный интеллект. Верите ли вы, что нейросети способны заменить художников? 

Очень важно понимать, что это невозможно. Если художник способен запечатлеть мир вокруг, то почему его не заменил в свое время фотоаппарат? Или кино не избавилось от книг? То же самое и с нейросетью. Это действительно хороший инструмент для художников, предоставляющий большое поле для креатива и вдохновения. Искусственный интеллект не может придумывать что-то новое — только копировать, поэтому не в силах создавать новые стили, а соответственно, и заменить мастеров. 

Каким вы видите искусство в ближайшие 10 лет? Что нас ждет?

Во-первых, искусство и дальше пойдет рука об руку с технологиями. Будут создаваться различные инструменты, которые мы сможем интегрировать в свое ремесло. Во-вторых, мне кажется, что появится тренд на сказочные и мифические тематики, стили. Компьютеры, офисы и рутина настолько заполонили нашу жизнь, что мы стали совсем забывать о своем внутреннем состоянии. Мир сейчас движется очень быстро, становясь все сложнее и меняясь буквально каждый час. Должно быть что-то, что привнесет в нашу жизнь ощущение праздника и беззаботности, поэтому нам захочется волшебства.

Ну и в-третьих, промышленность тоже не стоит на месте, поэтому, конечно, материалы для работы будут совершенствоваться.

Планируете ли вы какие-либо большие проекты в ближайшее время?

17 и 18 августа в рамках пространства Cube.Moscow я презентую свои работы на персональной выставке ART WEEKEND. Это отличная возможность не только заявить о себе, но и обменяться опытом с единомышленниками.

Также мои работы будут представлены на театральной импровизации «Живые картины» проекта «Вне…театр», где по сюжетам картин актеры создадут художественный перфоманс. А зрители предстанут в роли драматургов, от которых будет зависеть ход постановки.

Гастрономия

Роман с гастрономией: серия «литературных» ужинов в ресторане ЦДЛ

28 ноября ресторан Центрального дома литераторов запускает серию ужинов, посвященных литературным произведениям и жизни русских классиков, с участием приглашенных шеф-поваров. Первый ужин будет посвящен великому писателю

Читать »
Lifestyle

«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда

Читать »
Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Читать »