Расскажите о своем пути. Как вы пришли к управлению «Маруся Бевереджис РУС»?
На втором курсе учебы в СПБГУ я начал работать в компании Chupa Chups в отделе маркетинга, а на четвертом уже перешел в водочную компанию «Веда».Она была крупнейшим производителем водки на тот момент, что, конечно, привлекло меня. Потом переехал в Москву и работал в больших международных компаниях: Pernod Ricard и British American Tobacco. А в 2014 меня пригласили в «Марусю» на должность директора по маркетингу.
Многие привыкли к тому, что для успешной карьеры надо обращать внимание только на крупные компании: чем больше компания, в которую ты переходишь, тем лучше. Но все иначе! «Маруся» была раз в сто меньше, чем British AmericanTobacco, но я подумал, что это отличная идея. Я тогда быстро попрощался с коллегами и новомодным офисом и перешел работать на новое место.
В «Марусе» все было не так легко: помню, несколько первых недель я проработал в столовой-переговорке, а только потом перебрался в свой собственный офис. Пришлось даже самому покупать мебель в IKEA и собирать ее вместе с другими сотрудниками. Так я и проработал три года директором по маркетингу, а в 2017 мне предложили стать генеральным директором. Я принял предложение, ведь оно означало новый карьерный скачок.
В чем заключается уникальная концепция заводов «Маруся»? Почему важно собственное производство спирта?
Группа компаний Marussia Beverages – одна из самых молодых на международном алкогольном рынке. Наша история началась еще с водки «Мамонт». Сначала создавался сам бренд, а уже потом искали площадку для производства. И нашлина Алтае, где расположился Иткульский спиртзавод. Тогда же параллельно создавалась дистрибьюторская компания в России. В принципе, это было главной стратегией «Маруси». Мы хотели создать одну большую систему производителей.
Сложным периодом стал для нас 2019 год – начался процесс банкротства. Я четко понимал, насколько важен бренд «Мамонт», ведь в России нет других таких производителей! Поэтому и предложил выкупить Иткуль у кредиторов. Понимаете, в таком бизнесе очень важен правильно выстроенный бренд. Покупателя обычно не волнует, где берется спирт, но он хочет видеть качественный результат. А Иткульский спиртзавод был синонимом этого качества.
Расскажите об эко-туристических проектах компании. Какая у них цель? Планируются ли новые?
Иткуль для нас – не просто спиртовой завод. Это целая живая экосистема. Здесь мы ещё производим хлеб на хмелевой опаре, барда (как отход от основного процесса производства) идёт на корм животным, а углекислый газ – на производство газированных напитков. У нас есть глобальная цель – развитие туризма в регионе.
Кроме того, у нашего флагманского бренда водки «Мамонт» уже давно есть ежегодный проект Mamont Camp. По сути это лагерь, который мы открываем в самых красивых и удаленных от цивилизации местах. Кстати, он очень комфортный и придерживается принципов экологичности. Уже второй год подряд мы его ставим на Алтае, в 400 км от Горно-Алтайска, на берегу реки Кокса. И Mamont Camp – это уже не просто проект, который пиарит продукцию водки «Мамонт», а самостоятельно существующая и действующая единица. Многие едут в тур за незабываемыми эмоциями. Но оно и понятно: река, лес… Что может быть приятнее для отдыха?
Почему Вы решили выкупить контрольный пакет акций завода на грани банкротства?
Тут правильнее сказать, что Иткуль был не на грани банкротства, а уже находилсяв банкротстве. У завода были только долги, а все активы же были заложены банкам. Ситуация трудная, мягко говоря. И тогда на мое решение повлияло несколько причин. Во-первых, только на Иткуле мы могли получить то качество и вкус водки «Мамонт», которые были нам нужны. Там особенное производство, которое так просто не повторить. Например, в процессе брожения вместо ферментов используется натуральное солодовое молочко.
Во-вторых, это, конечно, судьбы людей, которые работают на Иткуле. Чтобы вы понимали, около 90% из них живет в небольшом алтайском селе, где расположен завод. Мы проработали вместе примерно 10 лет. Невозможно было остаться в стороне и просто смотреть, как из села уезжают все, кто может уехать, а кто не может – остается без работы с минимальными средствами к существованию.
Что касается рисков, их определенно было много. Были те, которые мы предвидели, а были и разные неожиданности. Но, в общем, все оставалось под контролем.
Какая была стратегия восстановления? Что было сделано в первую очередь?
До 2018 года продукция Иткуля занимала примерно 60% доли рынка, если мы будем говорить о Сибирском федеральном округе. Естественно, за 2 года эти позиции были потеряны: нужно было начать заново настраивать взаимоотношения с федеральными сетями и региональными оптовыми компаниями. Но у нас не возникло с этим проблем. Все же тренд на экологичность и чистоту помог иткульскому спирту быстро получить органический сертификат, а это уже преимущество на рынке среди конкурентов.
Насколько важно было сохранить историческую ценность завода?
На сегодняшний день Иткульский спиртзавод – самое старое производство в России. Он был построен еще в 1868 году в селе Соколово. Занимался строительством потомственный дворянин Константином Платонов из Пермской губернии и барнаульский купец Григорий Бадьин. На производстве до сих пор работают потомки первых сотрудников! Там есть целые династии производственников, которые занимаются этим из поколения в поколение.
Кроме того, на Иткуле до сих пор сохранилась собственная солодовня, где проращивают зерно. Солод даёт натуральные ферменты, и на производстве используют именно его. А вот другие производители часто прибегают к химическим ферментам – это очень сильно влияет органолептику продукта, который получается в итоге. И не в лучшую сторону.
Сейчас завод сейчас уже встает на ноги. Можно ли сказать, что инвестиции оправдались?
Пока что мы выполнили три главные задачи: прекратили процедуру банкротства, полностью восстановили все бизнес-процессы на Иткуле и вернули большую часть дистрибьюции. Очень много важных задач предстоит решить в 2022 году. Наращивание оборота – одна из основных.
Больше всего радует то, что совет директоров считает приоритетным сделать производство чем-то долгосрочным, а не просто быстрым возвратом инвестиций. Главное – развитие! У нас большие планы по модернизации Иткуля:инвестиционный план на 2022 год составляет порядка 250 миллионов рублей.
Что будет с заводом дальше? Какие задачи планируется решить в ближайшие несколько лет?
Мы планируем продолжать возвращать долю рынка в регионе, будем создавать и производить новые бренды. Еще есть мысль перейти от водки к производствуджина, настоек и ликеров. Еще стараемся развиваться в экспорте: продажи у нас идут и через независимых дистрибьюторов, например, Китай и США, и через сами компании группы «Маруся».
Что, на ваш взгляд, самое главное в ведении бизнеса? Что отличает успешный проект от неуспешного?
Я всегда считал, что успех – это пересечение тяжелого труда и удачи. Так что делай хорошо свою работу и надейся, что тебе повезет.
Вопрос номера:
С чего начинается любая трансформация? С момента, когда ты впервые себя осознаешь.
Любимый город | Дублин в марте |
Если автомобиль, то | внедорожник |
Если домашнее животное, то | собака |
Мужчина обязательно должен уметь | добывать еду |
Женщина обязательно должна уметь | уметь пить |
Если мне плохо, то я | еду в лес |
Я не люблю в людях, | когда они юлят |
Чтобы решить трудную задачу, | надо хотеть ее решить |
Если часы, то | механические |
Если алкоголь, то | чтобы не заканчивался |
Если weekend за границей, то | ради концерта U2 |
Последний понравившийся фильм | «Интерстеллар», «Властелин Колец» |
Любимая музыкальная группа или исполнитель | Боно из Ю2 |
Какого современника вы можете назвать лидером? | Волтер Уайт |
Кто обязательно должен стать героем Leaders? | Волтер Уайт |
Что бы вы у него(нее) спросили? | Сколько водки «Мамонт» тебе нужно, чтобы упасть со стула? |