Роман Прыгунов

Режиссер, ворвавшийся в индустрию такими работами, как «ДухLess» и «ДухLess 2», получивший за первую «Золотого орла». Среди работ, принесших известность, — ставшие культовыми «Беспринципные» и новинка — сериал «Красная поляна». Роман редко дает интервью и еще реже появляется в светской хронике. Мы долго ждали повода снять этого легендарного режиссера для журнала и поговорить с ним о его пути от клипмейкера в кино, о творчестве и жизни.

Роман Прыгунов

Вы родились в семье актера, но все-таки не пошли по стопам отца, а стали режиссером. Долго выбирали между творческими профессиями?

Честно говоря, не очень. Когда я был совсем маленьким, я хотел быть футболистом. Я всерьез просил папу устроить меня в «Спартак». Меня даже однажды смотрел Игорь Нетто, великий советский футболист. Я ему понравился, и я этим горжусь. Но у меня никогда не хватало потенциала. Как и быть актером — это тоже талант. Нельзя просто захотеть быть актером и стать им. Иначе ты будешь просто одним из пяти тысяч актеров, которые остаются без работы. Мне кажется, что одного актера в семье нам хватило. И как-то режиссура меня всегда больше привлекала с точки зрения свободы. К тому же меня отпугивала всегда какая-то слишком большая известность, например, когда люди пристают на улице. Я насмотрелся, как это было у отца. И мне нравится, что у режиссера больше диапазон задач: ты занимаешься монтажом, звуком, работаешь со сценаристами. В этом больше разнообразия. Я не очень усидчивый человек, не могу долго заниматься одним и тем же. Плохо запоминаю слова, текст. А актерская профессия требует в первую очередь именно целенаправленности, усидчивости и хорошей памяти. И те мои друзья, которых я очень люблю и которых снимаю, — это люди очень трудолюбивые. Я имею в виду Деревянко, Козловского или Женю Цыганова, они большие трудяги.

Роман Прыгунов
«Я ПРОСИЛ ПАПУ УСТРОИТЬ МЕНЯ В «СПАРТАК»»

А осознанная тяга к кинематографу когда появилась?

Как и все дети, я попал в кино вместе с родителями. Первое, что я видел, по-моему, был фильм «Золото Маккены». Потом «Путешествие Синдбада». Все это нас, детей, поражало. Потом появились другие интересные вещи: интернет, игры и так далее. Но во мне оставалась эта любовь к миру кинематографа, и до сих пор он меня пленит. И собственно, поэтому я им занимаюсь. Я не пошел в рестораторы, не пошел в какие-то другие модные профессии. Может, потому что у меня нет к этому таланта. А вот кино мне нравится тем, что это всегда экспедиции, большое количество людей, взаимодействие. И особенно это нравится, когда что-то получается. Не могу сказать, что у меня получается на сто процентов то, что я задумываю, но какое-то удовлетворение я периодически испытываю, и это дает энергию и силы для последующих свершений.

Как вы искали свой первый фильм?

Это был, по-моему, 2001 год, у меня были друзья, крупные бизнесмены, я сам тогда был клипмейкером — тоже достаточно известным. Я понимал, что мне надо было переходить на какую-то новую качественную ступень, трансформироваться, и ждал какой-то возможности, то есть держал нос по ветру. И собственно, подвернулся случай: у меня появился сценарий Павла Руминова, он тогда приехал в Москву, такой тоже очень известный классный парень. Он привез заявку, мы написали сценарий. Подвернулась возможность, какие-то люди в меня поверили и позволили снять «Одиночество крови». И там был достаточно скромный бюджет, явно до миллиона долларов. Ингеборга Дапкунайте согласилась неожиданно, а она была тогда невероятно знаменита после голливудских фильмов. И в общем, как-то все сложилось волшебно — для меня, по крайней мере. И все достаточно удачно прошло, вплоть до Московского кинофестиваля, хоть там меня и не совсем радушно приняли, но тем не менее. И вот после этого уже началось кино по-настоящему.

Вы остались довольны первой работой?

Молодые авторы часто остаются довольны собой и своими результатами. Сейчас, конечно, это смотреть несколько забавно, и какие-то вещи я сейчас переделал бы с удовольствием, сократил бы где-то и подрезал что-то. В целом там есть какие-то удачи, ну а где-то скучновато, может быть, уже теперь мне так кажется. Тогда, конечно, я считал, что все сделал правильно.

А как познакомились с Минаевым и решили сделать «ДухLess»?

Я был на Казантипе в этот момент, мы лежали на пляже, и мне позвонил Алексей Агеев, мой приятель, ныне актерский агент. Вот он всегда так умел сводить людей каких-то и чувствовал. И он мне сказал, что есть некий Пётр Ануров, который снимает «ДухLess». А я книжку эту не читал тогда еще, признаюсь, но видел ее у метро, на развалах. Она продавалась повсеместно. И я, собственно, в этот момент поворачиваю голову и через два лежака вижу девушку, которая читает эту книгу. Я ее спросил: «Как вам книжка?» Она сказала, что ничего, но только там чисто повторяется: «Макс, Макс, Макс…» Ну, и я тут же ответил по телефону, что ладно, я берусь! Потом, когда девушка дочитала книжку, я ее попросил у нее, прочитал страниц 100 и понял, что с этим можно работать. И сразу окончательно подтвердил, что готов снимать. Я тогда ни Минаева не знал, ни Анурова. По приезде в Москву мы встретились. Сергей к сценарию не имел отношения. Это делали другие ребята, и я в том числе. Он приезжал пару раз на съемки. Сейчас мы товарищи, виделись на «Новом сезоне» в Сочи. Он замечательный человек.

Роман Прыгунов
«КИНО МНЕ НРАВИТСЯ ТЕМ, ЧТО ЭТО ВСЕГДА ЭКСПЕДИЦИИ»

В фильмографии у вас были практически все жанры. Есть ли любимый?

Я не делал sci-fi никогда. Я с детства люблю фантастику и очень хочу в этом жанре что-то сделать. Моя любимая работа — «Мертвое озеро». Это с Женей Цыгановым сериальчик такой, северный. Прошло лет шесть, и сейчас он смотрится чуть-чуть наивным, но тогда это было очень революционно, мы начали северную тему. Тоскливые панорамы, индустриальные какие-то города, где все такое ржавое немножко, и я рад, что мы какую-то волну запустили этим фильмом.

Вопрос про «Миллиард». Каково это было — поработать с Машковым?

На площадке он очень скромный, очень достойно ведущий себя человек. Мы были бегло знакомы раньше. Нас вместе с Филиппом Янковским втроем в Союзе кинематографистов принимали, и мы там познакомились. Потом виделись несколько раз, он классный мужик. Настоящий профессионал, и я старался не залезать на его территорию, а он старался не залезать на мою, мы по-партнерски прошли весь процесс. А еще он очень радушный: угощал меня каким-то особенным соком, который он пьет. Каждый раз привозил какой-то сок, и я к нему в вагончик любил заходить, пить кофе, просто пошутить. Он очень обаятельный человек.

Сериал «Магомаев». Сложно было снимать биографию?

Тут такая история была с «Магомаевым», что я его подхватывал. Я его не начинал. Только я вернулся из Франции, где мы заканчивали съемки «Миллиарда», как мне позвонили и предложили контракт на 35 съемочных дней. К тому моменту было снято уже дней 10–12. Я был вторым режиссером, и команда была нанята предыдущим режиссером, который по какой-то причине ушел. Поэтому были сложности. Всегда труднее подхватывать проект, который ты сам не готовил. Но все сошлось, и надо отдать должное третьему режиссеру, потому что 35 дней у меня закончи- лись, и меня не продлили, а заканчивал работу режиссер Тюрин. Мы там все как-то перемешались, и при этом сериал получился. Стоит отметить профессиональную работу оператора Кокошкина. Сейчас я случайно увидел сериал на Первом канале. И как будто это кто-то другой сделал, знаете. Но все равно получилось достаточно мило. Я точно знаю, что народу он нравится. Ну и, конечно, прекрасная работа Милоша Биковича и Ирины Антоненко. Они такие красивые — я сам замирал от них.

Все время какие-то чудеса на площадке происходят…

Да, это какая-то рука бога везде присутствует. Я верю в бога кино, у меня есть такая поговорка: я говорю, что бог кино с нами всегда, и группе своей говорю, что нам страшно фартит. Солнце выходит, когда надо, и не выходит, когда не надо; дождик, когда надо, заканчивается — в этом смысле мы счастливчики.

Роман Прыгунов
«РЕЖИССУРА МЕНЯ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВОБОДЫ»

Про «БеспринцЫпных»: четыре сезона позади. Тогда это был новый формат. Вы не боитесь экспериментов?

В этом случае не было каких-либо сомнений и страхов. Мне пришлось разбить все рассказы Цыпкина на пять линий героев. Начинали мы 5 лет назад, на Патриках, я там живу недалеко. Формат коротких историй, как мы их называли, «Ералаш для взрослых». Актерский состав шикарный, классные операторы, монтажер, мультик с класс- ной песенкой в начале — очевидно было, что проект зайдет. Я был уверен с самого начала.

А есть любимые герои в «БеспринцЫпных»?

Паша Деревянко всегда смешной, он просто гений. Коля Фоменко, с которым я давно на тот момент не виделся, — он идеально вписался. Ну, конечно, мне очень нравится все, что связано с Валей, его женой. Я давно не снимал клипов, кстати, к тому времени. И вот то, что мы сняли, сочинили ей четыре песни и сняли клипы на них, вот это, наверное, мои самые любимые и смешные кусочки.

Перейдем к «Красной поляне». Расскажите про этот сериал.

Я снял «БеспринцЫпных» и, честно говоря, понял, что мне тесновато стало за эти годы в одном формате — хочется чего-то другого. Мы поехали отдыхать на Красную поляну, стали там ходить, и я думаю, а почему это все простаивает? И настроение было немного изменить жанр, и запрос был от «Кинопоиска» на какие-то свежие идеи. Очень хотелось сделать что-то веселое, открытое, немножко напоминающее «Кавказскую пленницу» с какими-то такими жанровыми поворотиками, очень может быть, ожидаемыми, но милыми. Собственно говоря, за это я и взялся. Я надеюсь, что это будет франшиза. В Сочи есть горы, есть море, есть натура, есть очень много разных узлов, которые могут взаимодействовать. Дорогие отели и казино, придорожные шашлычные, богатые бизнесмены и обслуживающий персонал… Много того, из чего можно черпать сюжеты и идеи.

В этом проекте вы и режиссер, и сценарист, и продюсер, причем впервые. Каково сочетать разные роли?

Смотрите, я сосценарист и сопродюсер, то есть как сценарист я сам ни строчки не написал, но, допустим, рассказал сценаристам несколько историй из собственной биографии, биографий моих друзей и привнес туда какие-то сюжетные повороты. То же самое: как продюсер я создал некий замысел, идею, и я это продвинул и был у истоков проекта, собрал команду, убедил всех. Наверное, поэтому я тоже могу быть сопродюсером. Это дает больше контроля и позволяет мне больше отвечать за качество и за финальный продукт.

Роман Прыгунов
«БОГ КИНО С НАМИ ВСЕГДА, НАМ СТРАШНО ФАРТИТ»

Давайте немного о личном. У вас две дочки и сын. Прочите ли вы им карьеру в кино?

Сложно сказать, какой будет моя дочка через 10 лет, это загадка для многих. Хотя она уже сыграла у Нади Михалковой в короткометражке, причем достаточно удачно. Ей было 3−4 года. Сын у меня — нарушитель спокойствия. Все ребята очень симпатичные и, скорее всего, им грозят творческие профессии. Вряд ли они станут военными или финансистами. Нет просто у нас таких талантов.

В 90-х вы начинали с клипов, но ушли из этой сферы. Не хотелось вернуться?

Мне кажется, эта сфера сошла на нет. Я последний клип снял, дай бог памяти, для Тимати, «Поколение», тогда это было 15 миллионов просмотров, лет 6−7 назад, наверное. Сейчас внутри «БеспринцЫпных» я снял для Вали Люкс клип, и мне это принесло удовольствие. Это прекрасное занятие, мне оно очень нравится, и я с удовольствием продолжу, если позовут.

Пересматриваете свои киноработы или клипы?

Случайно только. Это очень забавное, кстати, чувство. Меня поймут и те, кто снимается, и те, кто снимает. Я люблю смотреть телевизор, обычно щелкаю. И бывает, что нарываешься на свой фильм. И несколько секунд это забавное ощущение, когда ты думаешь: что-то смутно знакомое, где-то я это видел. Ух ты, это, кажется, моя работа, вот это забавно! Ну, или когда мы напиваемся с друзьями на кухне и пересматриваем клипы — это тоже весело.

Верите в будущее российского кинематографа?

Конечно, верю, потому что в России большой творческий потенциал.

Это крутые режиссеры, актеры, платформы, которые сейчас очень много делают, да, и вот фестиваль, на котором, собственно, мы были сейчас, «Новый сезон», он только об этом и говорит, что люди делают невероятные работы. Например, очень хорошая работа «Аутсорс», мне понравилась.

Дайте совет молодым кинематографистам.

Быть, а не казаться!

БЛИЦ ВОПРОС НОМЕРА

Мой день начинается с душа.

Чтобы не выгореть, я выпиваю.

Мужчина обязательно должен уметь любить.

Женщина обязательно должна уметь целоваться.

Если мне плохо, то я сплю.

Я не люблю в людях глупость.

Я не люблю в себе лень.

Чтобы решить трудную задачу, нужно постараться.

Если есть свободный час, то звонок другу.

Я радуюсь, когда моя семья радуется.

Кого из современников вы можете назвать лидером? Федор Бондарчук.

Кто обязательно должен стать героем Leaders? Какой-нибудь молодой, современный поет.

А что бы вы у него спросили? Что делать? Поэт всегда знает ответ на этот вопрос.

Какой фильм должен посмотреть каждый? «2001: Космическая одиссея».

Lifestyle

«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда

Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Lifestyle

«Мягкая сила» Российского кино

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет