Режиссер, ворвавшийся в индустрию такими работами, как «ДухLess» и «ДухLess 2», получивший за первую «Золотого орла». Среди работ, принесших известность, — ставшие культовыми «Беспринципные» и новинка — сериал «Красная поляна». Роман редко дает интервью и еще реже появляется в светской хронике. Мы долго ждали повода снять этого легендарного режиссера для журнала и поговорить с ним о его пути от клипмейкера в кино, о творчестве и жизни.
Вы родились в семье актера, но все-таки не пошли по стопам отца, а стали режиссером. Долго выбирали между творческими профессиями?
Честно говоря, не очень. Когда я был совсем маленьким, я хотел быть футболистом. Я всерьез просил папу устроить меня в «Спартак». Меня даже однажды смотрел Игорь Нетто, великий советский футболист. Я ему понравился, и я этим горжусь. Но у меня никогда не хватало потенциала. Как и быть актером — это тоже талант. Нельзя просто захотеть быть актером и стать им. Иначе ты будешь просто одним из пяти тысяч актеров, которые остаются без работы. Мне кажется, что одного актера в семье нам хватило. И как-то режиссура меня всегда больше привлекала с точки зрения свободы. К тому же меня отпугивала всегда какая-то слишком большая известность, например, когда люди пристают на улице. Я насмотрелся, как это было у отца. И мне нравится, что у режиссера больше диапазон задач: ты занимаешься монтажом, звуком, работаешь со сценаристами. В этом больше разнообразия. Я не очень усидчивый человек, не могу долго заниматься одним и тем же. Плохо запоминаю слова, текст. А актерская профессия требует в первую очередь именно целенаправленности, усидчивости и хорошей памяти. И те мои друзья, которых я очень люблю и которых снимаю, — это люди очень трудолюбивые. Я имею в виду Деревянко, Козловского или Женю Цыганова, они большие трудяги.
«Я ПРОСИЛ ПАПУ УСТРОИТЬ МЕНЯ В «СПАРТАК»»
А осознанная тяга к кинематографу когда появилась?
Как и все дети, я попал в кино вместе с родителями. Первое, что я видел, по-моему, был фильм «Золото Маккены». Потом «Путешествие Синдбада». Все это нас, детей, поражало. Потом появились другие интересные вещи: интернет, игры и так далее. Но во мне оставалась эта любовь к миру кинематографа, и до сих пор он меня пленит. И собственно, поэтому я им занимаюсь. Я не пошел в рестораторы, не пошел в какие-то другие модные профессии. Может, потому что у меня нет к этому таланта. А вот кино мне нравится тем, что это всегда экспедиции, большое количество людей, взаимодействие. И особенно это нравится, когда что-то получается. Не могу сказать, что у меня получается на сто процентов то, что я задумываю, но какое-то удовлетворение я периодически испытываю, и это дает энергию и силы для последующих свершений.
Как вы искали свой первый фильм?
Это был, по-моему, 2001 год, у меня были друзья, крупные бизнесмены, я сам тогда был клипмейкером — тоже достаточно известным. Я понимал, что мне надо было переходить на какую-то новую качественную ступень, трансформироваться, и ждал какой-то возможности, то есть держал нос по ветру. И собственно, подвернулся случай: у меня появился сценарий Павла Руминова, он тогда приехал в Москву, такой тоже очень известный классный парень. Он привез заявку, мы написали сценарий. Подвернулась возможность, какие-то люди в меня поверили и позволили снять «Одиночество крови». И там был достаточно скромный бюджет, явно до миллиона долларов. Ингеборга Дапкунайте согласилась неожиданно, а она была тогда невероятно знаменита после голливудских фильмов. И в общем, как-то все сложилось волшебно — для меня, по крайней мере. И все достаточно удачно прошло, вплоть до Московского кинофестиваля, хоть там меня и не совсем радушно приняли, но тем не менее. И вот после этого уже началось кино по-настоящему.
Вы остались довольны первой работой?
Молодые авторы часто остаются довольны собой и своими результатами. Сейчас, конечно, это смотреть несколько забавно, и какие-то вещи я сейчас переделал бы с удовольствием, сократил бы где-то и подрезал что-то. В целом там есть какие-то удачи, ну а где-то скучновато, может быть, уже теперь мне так кажется. Тогда, конечно, я считал, что все сделал правильно.
А как познакомились с Минаевым и решили сделать «ДухLess»?
Я был на Казантипе в этот момент, мы лежали на пляже, и мне позвонил Алексей Агеев, мой приятель, ныне актерский агент. Вот он всегда так умел сводить людей каких-то и чувствовал. И он мне сказал, что есть некий Пётр Ануров, который снимает «ДухLess». А я книжку эту не читал тогда еще, признаюсь, но видел ее у метро, на развалах. Она продавалась повсеместно. И я, собственно, в этот момент поворачиваю голову и через два лежака вижу девушку, которая читает эту книгу. Я ее спросил: «Как вам книжка?» Она сказала, что ничего, но только там чисто повторяется: «Макс, Макс, Макс…» Ну, и я тут же ответил по телефону, что ладно, я берусь! Потом, когда девушка дочитала книжку, я ее попросил у нее, прочитал страниц 100 и понял, что с этим можно работать. И сразу окончательно подтвердил, что готов снимать. Я тогда ни Минаева не знал, ни Анурова. По приезде в Москву мы встретились. Сергей к сценарию не имел отношения. Это делали другие ребята, и я в том числе. Он приезжал пару раз на съемки. Сейчас мы товарищи, виделись на «Новом сезоне» в Сочи. Он замечательный человек.
«КИНО МНЕ НРАВИТСЯ ТЕМ, ЧТО ЭТО ВСЕГДА ЭКСПЕДИЦИИ»
В фильмографии у вас были практически все жанры. Есть ли любимый?
Я не делал sci-fi никогда. Я с детства люблю фантастику и очень хочу в этом жанре что-то сделать. Моя любимая работа — «Мертвое озеро». Это с Женей Цыгановым сериальчик такой, северный. Прошло лет шесть, и сейчас он смотрится чуть-чуть наивным, но тогда это было очень революционно, мы начали северную тему. Тоскливые панорамы, индустриальные какие-то города, где все такое ржавое немножко, и я рад, что мы какую-то волну запустили этим фильмом.
Вопрос про «Миллиард». Каково это было — поработать с Машковым?
На площадке он очень скромный, очень достойно ведущий себя человек. Мы были бегло знакомы раньше. Нас вместе с Филиппом Янковским втроем в Союзе кинематографистов принимали, и мы там познакомились. Потом виделись несколько раз, он классный мужик. Настоящий профессионал, и я старался не залезать на его территорию, а он старался не залезать на мою, мы по-партнерски прошли весь процесс. А еще он очень радушный: угощал меня каким-то особенным соком, который он пьет. Каждый раз привозил какой-то сок, и я к нему в вагончик любил заходить, пить кофе, просто пошутить. Он очень обаятельный человек.
Сериал «Магомаев». Сложно было снимать биографию?
Тут такая история была с «Магомаевым», что я его подхватывал. Я его не начинал. Только я вернулся из Франции, где мы заканчивали съемки «Миллиарда», как мне позвонили и предложили контракт на 35 съемочных дней. К тому моменту было снято уже дней 10–12. Я был вторым режиссером, и команда была нанята предыдущим режиссером, который по какой-то причине ушел. Поэтому были сложности. Всегда труднее подхватывать проект, который ты сам не готовил. Но все сошлось, и надо отдать должное третьему режиссеру, потому что 35 дней у меня закончи- лись, и меня не продлили, а заканчивал работу режиссер Тюрин. Мы там все как-то перемешались, и при этом сериал получился. Стоит отметить профессиональную работу оператора Кокошкина. Сейчас я случайно увидел сериал на Первом канале. И как будто это кто-то другой сделал, знаете. Но все равно получилось достаточно мило. Я точно знаю, что народу он нравится. Ну и, конечно, прекрасная работа Милоша Биковича и Ирины Антоненко. Они такие красивые — я сам замирал от них.
Все время какие-то чудеса на площадке происходят…
Да, это какая-то рука бога везде присутствует. Я верю в бога кино, у меня есть такая поговорка: я говорю, что бог кино с нами всегда, и группе своей говорю, что нам страшно фартит. Солнце выходит, когда надо, и не выходит, когда не надо; дождик, когда надо, заканчивается — в этом смысле мы счастливчики.
«РЕЖИССУРА МЕНЯ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВОБОДЫ»
Про «БеспринцЫпных»: четыре сезона позади. Тогда это был новый формат. Вы не боитесь экспериментов?
В этом случае не было каких-либо сомнений и страхов. Мне пришлось разбить все рассказы Цыпкина на пять линий героев. Начинали мы 5 лет назад, на Патриках, я там живу недалеко. Формат коротких историй, как мы их называли, «Ералаш для взрослых». Актерский состав шикарный, классные операторы, монтажер, мультик с класс- ной песенкой в начале — очевидно было, что проект зайдет. Я был уверен с самого начала.
А есть любимые герои в «БеспринцЫпных»?
Паша Деревянко всегда смешной, он просто гений. Коля Фоменко, с которым я давно на тот момент не виделся, — он идеально вписался. Ну, конечно, мне очень нравится все, что связано с Валей, его женой. Я давно не снимал клипов, кстати, к тому времени. И вот то, что мы сняли, сочинили ей четыре песни и сняли клипы на них, вот это, наверное, мои самые любимые и смешные кусочки.
Перейдем к «Красной поляне». Расскажите про этот сериал.
Я снял «БеспринцЫпных» и, честно говоря, понял, что мне тесновато стало за эти годы в одном формате — хочется чего-то другого. Мы поехали отдыхать на Красную поляну, стали там ходить, и я думаю, а почему это все простаивает? И настроение было немного изменить жанр, и запрос был от «Кинопоиска» на какие-то свежие идеи. Очень хотелось сделать что-то веселое, открытое, немножко напоминающее «Кавказскую пленницу» с какими-то такими жанровыми поворотиками, очень может быть, ожидаемыми, но милыми. Собственно говоря, за это я и взялся. Я надеюсь, что это будет франшиза. В Сочи есть горы, есть море, есть натура, есть очень много разных узлов, которые могут взаимодействовать. Дорогие отели и казино, придорожные шашлычные, богатые бизнесмены и обслуживающий персонал… Много того, из чего можно черпать сюжеты и идеи.
В этом проекте вы и режиссер, и сценарист, и продюсер, причем впервые. Каково сочетать разные роли?
Смотрите, я сосценарист и сопродюсер, то есть как сценарист я сам ни строчки не написал, но, допустим, рассказал сценаристам несколько историй из собственной биографии, биографий моих друзей и привнес туда какие-то сюжетные повороты. То же самое: как продюсер я создал некий замысел, идею, и я это продвинул и был у истоков проекта, собрал команду, убедил всех. Наверное, поэтому я тоже могу быть сопродюсером. Это дает больше контроля и позволяет мне больше отвечать за качество и за финальный продукт.
«БОГ КИНО С НАМИ ВСЕГДА, НАМ СТРАШНО ФАРТИТ»
Давайте немного о личном. У вас две дочки и сын. Прочите ли вы им карьеру в кино?
Сложно сказать, какой будет моя дочка через 10 лет, это загадка для многих. Хотя она уже сыграла у Нади Михалковой в короткометражке, причем достаточно удачно. Ей было 3−4 года. Сын у меня — нарушитель спокойствия. Все ребята очень симпатичные и, скорее всего, им грозят творческие профессии. Вряд ли они станут военными или финансистами. Нет просто у нас таких талантов.
В 90-х вы начинали с клипов, но ушли из этой сферы. Не хотелось вернуться?
Мне кажется, эта сфера сошла на нет. Я последний клип снял, дай бог памяти, для Тимати, «Поколение», тогда это было 15 миллионов просмотров, лет 6−7 назад, наверное. Сейчас внутри «БеспринцЫпных» я снял для Вали Люкс клип, и мне это принесло удовольствие. Это прекрасное занятие, мне оно очень нравится, и я с удовольствием продолжу, если позовут.
Пересматриваете свои киноработы или клипы?
Случайно только. Это очень забавное, кстати, чувство. Меня поймут и те, кто снимается, и те, кто снимает. Я люблю смотреть телевизор, обычно щелкаю. И бывает, что нарываешься на свой фильм. И несколько секунд это забавное ощущение, когда ты думаешь: что-то смутно знакомое, где-то я это видел. Ух ты, это, кажется, моя работа, вот это забавно! Ну, или когда мы напиваемся с друзьями на кухне и пересматриваем клипы — это тоже весело.
Верите в будущее российского кинематографа?
Конечно, верю, потому что в России большой творческий потенциал.
Это крутые режиссеры, актеры, платформы, которые сейчас очень много делают, да, и вот фестиваль, на котором, собственно, мы были сейчас, «Новый сезон», он только об этом и говорит, что люди делают невероятные работы. Например, очень хорошая работа «Аутсорс», мне понравилась.
Дайте совет молодым кинематографистам.
Быть, а не казаться!
БЛИЦ ВОПРОС НОМЕРА
Мой день начинается с душа.
Чтобы не выгореть, я выпиваю.
Мужчина обязательно должен уметь любить.
Женщина обязательно должна уметь целоваться.
Если мне плохо, то я сплю.
Я не люблю в людях глупость.
Я не люблю в себе лень.
Чтобы решить трудную задачу, нужно постараться.
Если есть свободный час, то звонок другу.
Я радуюсь, когда моя семья радуется.
Кого из современников вы можете назвать лидером? Федор Бондарчук.
Кто обязательно должен стать героем Leaders? Какой-нибудь молодой, современный поет.
А что бы вы у него спросили? Что делать? Поэт всегда знает ответ на этот вопрос.
Какой фильм должен посмотреть каждый? «2001: Космическая одиссея».