Оксана Набок

Трансформационное лидерство в новой реальности
Оксана Набок

Управляющий партнер консалтингового агентства Train your brain и образовательного онлайн проекта Leadership School

Оксана, добрый день. Расскажите, чем вы занимаетесь?

Большинство моих проектов связано с системами управления и организационным развитием. В рамках консалтингового агентства Train Your Brain мы помогаем организациям создавать сильные команды, разрабатывать системы мотиваций и показателей эффективности, запускать корпоративную культуру инноваций, внедрять гибкое управление и цифровые изменения, находить стратегические точки роста.

Оксана Набок

Наши проекты и обучающие программы включают в себя развитие необходимых компетенций для лидеров и проводятся как в корпоративном, так и открытом онлайн-формате. Для усиления навыков эффективности управленцев мы создали онлайн-школу – Leadership School. У этого проекта есть и социальное направление – для участников моложе 21 года обучение в онлайн-школе бесплатное. Так новое поколение может развивать свои компетенции и реализовывать мечты.

Кроме этого, я возглавляю комитет по управлению изменениям в Ассоциации практиков цифровизации, являюсь сертифицированным асессором европейской премии в области качества процессов EFQM, экспертом премии Правительства РФ в области качества и преподаю в Национальном университете «Высшая школа экономики». У меня более чем 20-летний опыт создания и развития команд, построения систем управления, запуска изменений и проектов по повышению эффективности как на позиции директора по персоналу (DHL Supply Chain, Intercontinental Hotel Group, Sodexho) и вице-президента по персоналу (ADV Communication Group), так и в качестве внешнего консультанта.

Оксана Набок

Кто такой «лидер»?

Грамотный управленец и визионер. Мечтатель и технарь. Романтик и финансист. И все в одном «флаконе». Лидерам, в текущей постоянно изменяющейся реальности, важно сочетание качеств левого и правого полушария, баланс между видением будущего и прагматизмом, между мечтой и ежедневной рутиной. Важно уметь оперативно изменять экосистемы своих организаций, управлять, исходя из стратегических приоритетов, с одной стороны, и на основе качественных данных в режиме реального времени, с другой.

Какие основные навыки и компетенции необходимы лидеру в новой реальности?

Перед лидерами сейчас постоянно стоят новые вызовы. При этом именно от компетенций управленцев и команды зависит успешность организаций. Из наиболее важных – это необходимость осознанного внимательного гибкого лидерства (mindfulness + agile), эмпатия, развитие своего эмоционального интеллекта и эмоционального интеллекта команды, самосознание и самоконтроль. Эти качества позволяют слышать друг друга, снижают стресс и токсичность, которые «оттягивают» ресурсы и энергию команды от продуктивной созидательной деятельности. По закону сохранения энергии, чем внимательнее и конструктивнее происходит диалог и встречи коллег, тем более продуктивны принимаемые решения и выстроены процессы. У команды остается время и энергия на реализацию амбициозных задач.

Оксана Набок

Организация состоит из команд, поэтому развитие многоуровневого лидерства в организации, вовлечение всех заинтересованных сторон в создание ценности и непрерывное совершенствование процессов – современный вектор успешных организаций. Для этого многие переходят на сетевые и проектные структуры, состоящие из кросс-функциональных команд. При этом лидеру важно уметь делегировать полномочия, быть открытым к экспериментам и новым подходам. Командам тяжело применять гибкие методологии, если их лидеров «заклинило» на устаревших управленческих подходах.

Постоянное развитие себя, своей команды и всей экосистемы, – такая концепция обучения на протяжении всей жизни (Lifelong learning) плотно вошла в нашу жизнь и изменила подход к развитию команд. Развитие цифровых компетенций стало жизненно необходимо. Лидеры, создающие открытую для обучения инновационную среду для совместного развития, смотрят далеко вперед и понимают, что команда, открытая к обучению и изменениям, – серьезный актив организации, который помогает быть более конкурентоспособным. Создание среды, открытой к инновациям, становится стратегически значимым фактором. Лидеру важно собрать взаимодополняющую команду и создать сильное, развивающее организацию, окружение, чтобы предвосхищать потребности рынка, и работать над прорывными идеями и технологиями. В такой среде одна идея тянет другую, есть открытость к тестированию сценариев и конструктивное отношение к удаче, как к результату нескольких протестированных и проанализированных неудач. Такая культура напрямую связана и рождается от ролевых моделей, ценностей и убеждений, «заряженных» идеями лидеров.

Оксана Набок

Умение интегрировать организацию и всю ее экосистему в единое целое и гибко управлять на основе высокоточных данных – новая возможность и задача, которая появилась у лидеров в современной цифровой реальности и многие организации успешно реализуют это на практике. Использовать цифровые возможности с точки зрения создания цифровых двойников, тестировать сценарии, гибко расставлять приоритеты и управлять в режиме реального времени на основе высокоточных данных, оперативно внедряя изменения в процессах и операционных моделях – реальные возможности современного управленца. Это требует открытости мышления и новых навыков гибкого управления – умения управлять на основе стратегических приоритетов, одновременно держа руку на пульсе в режиме реального времени с помощью достоверных данных.

Умение создать команду единомышленников, вдохновить и вовлечь в процесс постоянного совершенствования организации, всегда было главным качеством сильных управленцев. Люди охотнее реализуют именно свои идеи и поэтому, если сделать цели и задачи организации общими, то они свернут горы. Вовлечение команды остается ключом к успешному внедрению изменений, в том числе цифровых. Важно декомпозировать стратегию в интегрированные, сбалансированные, транспарантные и разделяемые командой показатели результативности, и регулярно их мониторить. При этом всегда можно превратить этот процесс в созидательный, соревновательный формат, если включить немного фантазии и добавить геймификацию и edutainment (education + entertainment) во внутренние процессы, чтобы разнообразить рутину. Ведь сотрудники – это внутренние клиенты организации, и сделать их ее амбассадорами, с помощью внутреннего маркетинга, – стратегическая задача успешных лидеров.

Оксана Набок

Не опасен ли путь к лидерству?

А какие есть варианты? Или у вас есть идеи и свои мечты, или вас нанимают,чтобы реализовать чужие. Оба пути по-своему хороши. Главное – быть лидером в своей жизни, понимать себя, свои задачи, компетенции и сделать выбор.

Нужно ли лидерам объединяться?

Окружение играет большую роль. Сейчас эра экосистем. Компании или создают свои экосистемы, или встраиваются в чужие. И от умения управлять отношениями в больших системах зависит успешность идеи, проекта, организации. Поэтому важные качества современного лидера – экосистемное мышление, социальная чуткость и умение вовлечь заинтересованные стороны по всей цепочке создания ценности, в целях устойчивого развития организации в своей экосистеме. Здесь необходима гибкость вместо косности, широкая картина мира вместо удобной, долгосрочный фокус вместо краткосрочного. Все чаще мы видим вовлечение и сотрудников и клиентов и других участников экосистемы в формирование стратегии организации, ее продуктов, сервисов и процессов. Организация уже не рассматривается отдельно сама по себе, она – живой участник одной или нескольких экосистем, в том числе и с точки зрения цифровых взаимосвязанных экосистем данных. Поэтому мы уже объединены и взаимозависимы в современном мире.

Резюмируя, давайте соберем «формулу» современного лидера.

Итак, лидерам важно:

  • внимательное и осознанное управление отношениями в больших системах;
  • стратегическое мышление;
  • гибкость, скорость и системность в достижении целей;
  • умение интегрировать и вдохновлять команду на внедрение изменений;
  • способность вовлекать все заинтересованные стороны взаимосвязанной экосистемы организации для создания цепочки ценностей и устойчивого развития.

Важно «слышать» клиентов и команду и использовать их идеи и мозги в целях улучшения процессов, поддерживать и доверять команде на этапе внедрения изменений, одновременно имея четкие и транспарантные показатели результативности для каждого. Важна «человеческая золотая нить» общения и поддержки, и цифровая точность и скорость внедрения изменений во всей экосистеме одновременно. Добро пожаловать в мир цифрового управления – время трансформационного лидерства, гибкости, скорости и постоянного развития.

Анкета

Любимый городмоя Москва.
Если автомобиль, тоэлектромобиль.
Если домашнее животное, томой любимый шпиц Бон.
Мужчина обязательно должен уметь шутить.
Если мне плохо, тоя слушаю музыку.
Я не люблю в людях токсичность.
Чтобы решить трудную задачу, изучаю и анализирую информацию.
Если часы, топесочные (или солнечные).
Если алкоголь, тобургундское вино.
Если weekend за границей, тов Нормандии.
Последний понравившийся фильм«Душа».
Любимая музыкальная группа или исполнительSia.
Какого современника вы можете назвать лидером? Илон Маск.
Кто обязательно должен стать героем Leaders?Джоанна Пенья-Бикли, глава отдела исследований и дизайна Amazon.
Lifestyle

«МЯГКАЯ СИЛА» РОССИЙСКОГО КИНО

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет

Lifestyle

КИНОЗАВОД МЕТМАШ

На юго-востоке столицы заработал гигантский креативный кластер, который даст новые возможности и профессионалам кино и музыкальной индустрии, и горожанам. Мы посмотрели на МЕТМАШ вместе с