ИВАН СОСНИН

Режиссер-самоучка, он вырос в маленьком уральском городке Невьянске, где даже не было кинотеатра. Стал известен как ведущий режиссер короткометражных фильмов, популяризирующий этот жанр. Однако Иван преуспел и в полном метре, сняв фильмы с такими медийными актерами, как Алексей Серебряков, Юрий Колокольников, Федор Добронравов, Елена Яковлева, и многими другими. Он считает, что на площадке надо давать полную свободу актерам, а не загонять их в рамки сценария и собственного видения.

ИВАН СОСНИН

Как вы пришли в кино, с чего все началось?

Я давно занимался видеосъемкой. Это было моим хобби еще со старших классов школы: просто снимал на старую камеру. Потом мы с друзьями монтировали, я нарезал на диск, показывали в школе. Это было моим увлечением. После школы я учился на Металлургическом факультете на теплофизике, и съемка оставалась моим хобби. После пар и на выходных я снимал различные видеоролики. Затем начал работать в рекламном агентстве, и вот там я начал уже снимать рекламу, музыкальные клипы и постепенно перешел на короткометражные фильмы. То есть у меня никогда не было какого-то такого конкретного решения: все, сейчас я буду заниматься кино. Мое хобби само меня к этому привело.

У вас почти два десятка короткометражек сейчас. Почему этот формат?

Такой выбор был органичным, потому что я долгое время занимался рекламой и клипами и у меня было много идей, которые не ложились в хронометраж рекламных роликов. Они были более широкими, они были более кинематографичными. У меня всегда есть такой блокнотик, где я собираю все идеи для видео, и там тогда было очень много разных короткометражек. Постепенно, когда бренды начали обращать внимание на интернет, на социальные сети, наше рекламное агентство Red Paper начало предлагать брендам по стоимости рекламных роликов снимать короткометражные фильмы. И так наш продакшен сделал переход из рекламы в кино, а вместе с ним — и я.

У меня была огромная база идей и опыта, и все последующие годы, после ухода из рекламы в кино, я продолжал снимать короткие метры, потому что этот формат был мне понятен, он был удобен. И мне нравится, когда ты в коротком временном отрезке можешь раскрыть какую-то сложную, важную и большую историю жизни человека. Короткометражка — это очень классная штука, тем более сейчас. У нас очень высокий темп жизни, и у людей часто просто не хватает времени смотреть какое-то большое кино, смотреть сериалы. И короткометражки очень удобно заполняют паузу в жизни людей. То есть ты едешь в трамвае, в метро, где-то на обеде сидишь, и ты можешь посмотреть фильм. А для автора — очень классно, когда он какую-то объемную глубокую тему может уложить в 15 минут. Мне очень нравится, потому что это емко, коротко, но при этом ты говоришь о каких-то важных вещах со зрителем.

Оцените рынок короткометражек в России, он вообще есть?

С ним дела обстоят не очень хорошо, потому что очень сложно на короткометражках зарабатывать, прода- вать их, особенно молодым кинематографистам. Поэтому короткометражки, к сожалению, используются как некий трамплин к большому фильму. Меня это очень расстраивает: для меня короткометражка — это отдельный жанр, и только некоторые сценарии могут быть классно реализованы в коротком метре. Я сам никогда не считал короткий метр ступенькой к чему-то большему. Но да, в России все не очень классно с коротким метром, потому что прокатчикам такие фильмы не интересны.

Сложно собрать альманах, который будет состоять из четырех-пяти короткометражек, чтобы они по духу были схожи, сложно объединить несколько в один большой фильм. И на онлайн-платформы тоже короткие метры берут не очень охотно. Вот поэтому обычно люди просто снимают их для своего портфолио, чтобы потом показать продюсерам и снять что-то большое. Мне, конечно, хочется, чтобы появлялись платформы для короткометражек. Было бы здорово, если бы социальные сети, такие как, например, «ВКонтакте», снимали короткометражное кино и продвигали на платформе.

«Я САМ НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ КОРОТКИЙ МЕТР СТУПЕНЬКОЙ К ЧЕМУ-ТО БОЛЬШЕМУ»

Оцените рынок короткометражек в России, он вообще есть?

С ним дела обстоят не очень хорошо, потому что очень сложно на короткометражках зарабатывать, продавать их, особенно молодым кинематографистам. Поэтому короткометражки, к сожалению, используются как некий трамплин к большому фильму. Меня это очень расстраивает: для меня короткометражка — это отдельный жанр, и только некоторые сценарии могут быть классно реализованы в коротком метре.

Я сам никогда не считал короткий метр ступенькой к чему-то большему. Но да, в России все не очень классно с коротким метром, потому что прокатчикам такие фильмы не интересны. Сложно собрать альманах, который будет состоять из четырех-пяти короткометражек, чтобы они по духу были схожи, сложно объединить несколько в один большой фильм. И на онлайн-платформы тоже короткие метры берут не очень охотно. Вот поэтому обычно люди просто снимают их для своего портфолио, чтобы потом показать продюсерам и снять что-то большое. Мне, конечно, хочется, чтобы появлялись платформы для короткометражек. Было бы здорово, если бы социальные сети, такие как, например, «ВКонтакте», снимали короткометражное кино и продвигали на платформе.

То есть сейчас платформы совсем не заинтересованы в короткометражных фильмах?

Да, к сожалению, их практически не покупают. Или предлагают за них очень маленькие суммы. Сколько раз мы пытались продать наши корометражки — нам предлагали просто крошечные деньги, несопоставимые с затратами на производство. Зрители не платят за просмотр короткого метра на платформе, они хотят его бесплатно. Поэтому все авторы публикуют их просто в открытом доступе.

Мой путь — работа с брендами. Короткометражные фильмы отлично и вирусно распространяются в соцсетях. И если идея фильма соответствует философии бренда, то можно интегрировать продукт. Например, мы делали проект с маркой «Дядя Ваня», это консервированные овощи. Снимали короткометражки о семейных ценностях, о душевных моментах. И в этом случае бренд заинтересован в том, чтобы спонсировать такие короткие метры и распространять их потом в своих социальных сетях и продвигать.

В этом году уже не первый раз берете приз Фестиваля уличного кино. Что вам дает участие в таких фестивалях?

Фестиваль уличного кино я очень люблю и ежегодно стараюсь в нем принимать участие, потому что я его считаю самым демократичным мероприятием, он позволяет жителям разных уголков нашей страны знакомиться с новыми авторами. Большинство фестивалей делает единичные показы в каких-то больших городах-миллионниках, а Фестиваль уличного кино старается донести молодое российское кино до всех уголков нашей страны. Наши короткометражки люди видели и на Камчатке, и в Калининграде, и на Кавказе, и на Урале, и это очень классно. Мне очень приятно, когда я снимаю фильм, понимать, что он не просто в стол ляжет, не только высокое жюри его увидит. Я снимаю для реальных людей, которые будут смотреть и обсуждать. Вот за это я люблю Фестиваль уличного кино.

Как рождается идея и тема фильма?

Здесь сложно как-то однозначно ответить, потому что каждый фильм рождается по-разному. Например, фильм «Интервью», который я написал, родился благодаря моей личной истории. У меня была похожая история с отцом: я его никогда не видел, мама показывала мне его фотографию, и отсюда родился этот сценарий.

Тема фильма «30 секунд» родилась благодаря продюсерскому центру «Лампа» и Ольге Зубковой, которая пришла к нам и предложила сделать совместный проект с их фестивалем, их продюсерским центром, они занимаются социальными фильмами. И вот мы решили совместно сделать проект, рассказывающий о теме больных детей и, что самое важное, их родителей, которым тоже очень тяже- ло и про которых обычно не говорят.

Бывают сценарии, которые я пишу просто из головы — ну вот пришла мне идея. Я, может быть, посмотрел на своего соседа, на жителя города, который едет на трамвае. Взглянул на его образ, представил, как он может жить, куда он может ехать, где он может работать. И так рождаются фильмы.

В любом случае, чтобы пришла идея, нужно не просто сидеть над ноутбуком и над своей записной книжкой, размышляя о жизни, а нужно больше путешествовать, больше двигаться, больше разговаривать с людьми, изучать жизнь своей семьи, своих близких. Все самые классные, самые яркие идеи где-то вокруг нас.

ИВАН СОСНИН

Эти фильмы очень глубоко трогают зрителя, поднимают проблемы поколений, социальные вопросы. Вы видите свою миссию в том, чтобы задевать людей за живое?

Обычно я пишу и снимаю о том, что меня волнует. Это связано в первую очередь с моими переживаниями. И все темы, которых я касаюсь, я стараюсь переварить, изучить. Все пропускаю через себя. Поэтому для меня, конечно, важно, чтобы зритель, посмотрев мое кино, остался обдумывать. И мне важно, чтобы его мысли были светлыми. Я бы не хотел уводить зрителя в состояние тоски, депрессии. Мне важно, чтобы он ушел с теплыми, светлыми ощущениями. И возможно, кино, которое он посмотрел, его побудило на какие-то хотя бы небольшие действия: помириться с другом, позвонить родителям и просто с ними поговорить, помочь пенсионеру. Это все, наверное, наивно звучит, но даже если мое кино сможет побудить одного человека к позитивным изменениям, я буду счастлив. И я очень благодарен людям, которые пишут мне свои личные истории, описывают свои чувства. Такая обратная связь очень важна.

Делать такое глубокое кино сложнее, чем, например, просто комедию?

Для меня сложнее, да. Хотя у меня есть много идей, которые еще не реализованы. Я говорил, они записаны в блокноте. Там есть зарисовки из жизни, в том числе комичные сценки, но я выбираю сложные и важные темы. Мне больше хочется говорить о таких вещах, которые влияют на людей. Комедийные истории в производстве будут немного проще, и мне проще будет пропустить их через себя, но я после этого не буду чувствовать удовлетворения. Каждый фильм — это осознание, преодоление, психотерапия. Я все это проживаю.

Перейдем к полному метру и сериалам. Для вас они намного сложнее короткого метра в создании?

В плане производства, конечно, сложнее. Я снимал сериал, было 50 с лишним смен. Я очень много потратил нервных клеток, своей энергии, и это было тяжело. Я очень долго потом приходил в себя, я несколько недель был настолько эмоционально истощен, даже не мог говорить со своими близкими — и тем более о кино. Короткий метр — это все-таки такой спринт, и ты как быстро эту энергию отдаешь, так потом быстро ее восстанавливаешь. Производство короткого метра в среднем занимает 3−4 съемочных смены, а полного метра — примерно 30 смен, сериала еще больше — 50−60 смен. Конечно, это уже больше похоже на марафон. Я довольно эмоциональный человек, и поэтому у меня не получается как-то себя сдерживать, я сильно вкладываюсь, поэтому производство полного метра и сериала мне дается тяжело. И после такого я неделями, месяцами восстанавливаюсь, чтобы просто прийти в норму.

«ЕСЛИ МОЕ КИНО СМОЖЕТ ПОБУДИТЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ПОЗИТИВНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ,
Я БУДУ СЧАСТЛИВ»

Вам посчастливилось работать со многими замечательными и популярными актерами: Стоянов, Колокольников, Яценко, Серебряков… А есть среди них любимые?

Нет, любимых нет, будет некорректно говорить о том, что мне кто-то нравится из актеров, а кто-то не нравится. И я на самом деле люблю всех актеров, с которыми работаю. Я очень многое почерпнул из работы с теми, кого вы перечислили. И увидел, как они общаются, что они все обычные совершенно люди. Когда я начинал только снимать свои короткие метры, то, конечно, очень трясся перед встречей с тем же Алексеем Серебряковым. У меня даже нет профильного образования, как на меня будет смотреть человек с высоты своего огромного опыта? Но оказалось все гораздо проще, и вообще не нужно из-за этого переживать молодым ребятам. Потому что чем больше опыта у актера, тем он лояльнее относится к молодому режиссеру, и он старается разговаривать с ним на одном языке и, наоборот, помогать.

Выделять кого-то отдельно я не буду. Я люблю работать и с опытными актерами, и с молодыми ребятами, и с московскими актерами, и с уральскими. Я не делю актеров на опытных и неопытных. Люблю работать с разными. Вот сейчас у нас есть фильм «Пришелец», в котором мы снимали практически всех уральских актеров. Там играла дебютантка Алена Мирошникова из Калининграда, Максим Стоянов играл, а остальные все актеры были с Урала. И параллельно с этим проектом я делал «Юг», большой сериал, где играли только медийные актеры. И не могу сказать, что какой-то проект мне больше понравился, а другой меньше.

После съемок вы остались с кем-то друзьями?

Да, в основном после съемок мы остаемся в очень хороших отношениях с актерами и продолжаем общаться. Я предлагаю многим ребятам, с кем я работал уже, принять участие в следующих моих фильмах. В основном они соглашаются, потому что нам нравится работать друг с другом. Со многими я общаюсь и вне съемок, например с Кириллом Кяро. С Максимом Стояновым работаем много проектов и тоже продолжаем общаться в социальных сетях, вот с Антоном Кузнецовым сейчас работали, тоже уже не первый проект, с Сашей Яценко. Сложно сказать, друзья ли мы, потому что я все-таки живу в Екатеринбурге, мы не так часто видимся вне съемочной площадки. Я в основном приезжаю в Москву на съемки, мы встречаемся уже на моторе.

ИВАН СОСНИН
«КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ ОТЛИЧНО И ВИРУСНО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ В СОЦСЕТЯХ,
У НИХ ХОРОШИЕ ОХВАТЫ»

Какие, по-вашему, есть проблемы в российском кинематографе?

Я считаю, что в последнее время российское кино развивается очень хорошими темпами, появляется много классных проектов, хороших авторов, режиссеров, новых платформ. У нас уникальная ситуация именно с платформами, потому что сейчас есть порядка семи очень сильных платформ, которые конкурируют друг с другом, на очень высоком уровне делают большие яркие медийные проекты и борются за аудиторию. Это здорово, это действительно развивает нашу индустрию.

Какие есть проблемы? Если говорить о короткометражном кино, мы уже обозначили проблему, что действительно есть такая штука: короткие метры мало кому нужны в нашей стране, ни прокатчикам, ни платформам они особо не нужны.

Еще один момент: все-таки большинство съемок проходит в Центральной России и в крупных городах, таких как Москва и Питер, и на регионы обращают меньше внимания. Я снимаю в основном в регионах, потому что я люблю путешествовать по стране, знаю, какие локации есть на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Калининграде, в Мурманске, на Урале. И хочется, чтобы больше проектов снималось не в павильонах, а все-таки на натуре — в разных регионах нашей страны. Наверное, это такие главные два пожелания.

Над какими проектами вы сейчас работаете?

У меня выходит сериал «Юг» на ОК и на Первом канале. Также мы готовим к прокату полнометражный фильм «Пришелец», он выходит 24 октября. Еще мы сняли полнометражный фильм «Легенды наших предков». И сейчас начинается монтаж, постпродакшен, работа с графикой, написание музыки. Планируем до января делать монтаж и графику и уже в следующем году дорабатывать его, а в мае планируем выйти в прокат в кинотеатрах.

Как вы относитесь к критике своей работы и критикуете ли вы коллег?

К критике отношусь положительно, даже люблю ее. Я правда люблю читать критику своих проектов, она дает возможность посмотреть на себя со стороны, на свое творчество. Конечно, я близко к сердцу принимаю многие статьи, но понимаю, почему тот или иной автор так написал. Я эмоционально реагирую, но могу это проанализировать и потом стараюсь превращать минусы в плюсы в следующих проектах.

Коллег могу критиковать в обсуждениях тет-а-тет, в каких-то личных беседах. Свое мнение я выражаю открыто, но в социальных сетях стараюсь не критиковать. Если есть что сказать важное, если я увидел недостатки в той или иной работе, я лучше лично об этом скажу своему другу, товарищу, автору.

ИВАН СОСНИН
«КИНО БУДЕТ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАТЬ ВМЕСТЕ С РАЗВИТИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ»

Что вы испытываете на первом моторе и премьере?

Всегда очень сильно волнуюсь. На первом моторе еще не настолько, потому что понимаю: идет съемка, но огромная работа еще впереди. Так как я сам пишу, сам еще участвую в монтаже или сам монтирую, у меня очень долгий производственный период. Мотор для меня — это просто часть производственного процесса, я переживаю, но не так сильно. А вот на премьере, конечно, вообще эмоции зашкаливают. Когда в первый раз показывают фильм на большом экране, зрителям, я сижу в зале или выхожу на сцену, то даже могу дар речи потерять, потому что у меня настолько быстро бьется сердце, я настолько начинаю переживать, что прямо хочу исчезнуть и испариться в этот момент.

Есть ли место новым технологиям, тем же нейросетям, в современном кино?

Конечно, в любом случае, так как технологии развиваются, будет развиваться и кино вместе с ними. Что касается нашего опыта, то в последнем фильме «Легенды наших предков» мы создавали мифических персонажей вместе с нейросетями. Мы полностью рисовали персонажей сначала в нейросетях, адаптировали их под наши задачи и дальше уже, используя образ, который выдала нам нейросеть, изготавливали костюмы персонажей. Все равно для того, чтобы у тебя получился классный персонаж, нужно, чтобы был хороший художник, который задаст все параметры и будет работать в диалоге с ИИ, но в любом случае это очень удобно, и нам нейросеть в этом очень помогла. Кино будет эволюционировать вместе с развитием технологий.

А про что бы вы никогда не хотели снимать?

Сложно загадывать, потому что сегодня я снимаю про одно, может быть, пройдет какое-то время, я немножко пересмотрю взгляд на свое творчество. Я бы, наверное, никогда не хотел снимать про какое-то откровенное насилие, где очень много жестокости, жутких подробностей, не мое это, и мне это очень сложно дается. Я не хочу пропускать через себя большое количество таких переживаний. Даже в негативном ключе не хотел бы затрагивать тему насилия и запрещенных веществ.

Что главное в профессии режиссера?

Когда я начинал, думал, что главное — это классные идеи, талант, взгляд художника. Сейчас, когда я сделал много больших проектов, я понимаю, что для режиссера очень важно быть хорошим руководителем, организатором и в какой-то степени продюсером. Важно собрать вокруг себя людей, таких, которые смогут все делать на высоком уровне. И важно так управлять этим процессом, чтобы ничего не провисало, чтобы все люди были замотивированы и вы вместе делали большой классный творческий продукт.

«Я СНИМАЮ В ОСНОВНОМ В РЕГИОНАХ, ПОТОМУ ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО СТРАНЕ»

Вы живете в Екатеринбурге, почему не переезжаете жить в Москву?

Да, как-то было много поводов и предложений о переезде, но мне очень комфортно жить в Екатеринбурге, мне нравится мой город, я люблю его и свой край. И с развитием технологий, созвонов, презентаций, онлайн-защит стало гораздо проще работать удаленно. И сейчас, живя в Екатеринбурге, работая здесь, я не чувствую, что я или наша команда слабее московских коллег.

Екатеринбург очень удобный для жизни город, он одновременно и компактный достаточно, то есть ты можешь на самокате доехать в течение 10 минут практически до любой важной точки, и развитый. Я практически не пользуюсь такси, общественным транспортом, пешком хожу на работу, пешком хожу на встречи. Здесь все технологии большого города, все удобства большого города, но при этом все рядом.

Какой у вас главный принцип в работе?

Сложно сказать, наверное, один из принципов — снимать и не останавливаться, потому что бывают соблазны, хочется что-то дописать, хочется вечно дорабатывать. Есть чувство перфекционизма, когда ты постоянно хочешь сделать проект лучше, постоянно хочешь собрать больше денег, чтобы снять его лучше. Но мой совет для всех и для себя, в том числе: нужно все-таки делать, снимать и получать обратную связь, а дальше снимать что-то новое. Потому что без практики, без съемок, мне кажется, не будет того классного результата, к которому ты стремишься. Я все-таки предпочитаю лучше снять, чем сидеть и ждать какого-то идеального чудо-проекта, который ты в итоге сделаешь один за пять лет.

Пусть лучше будет много, даже несовершенных, но честных, они будут отражением того, что ты думал в ту минуту и прямо в тот момент. Поэтому снять кино лучше, чем его не снять — такой принцип.

БЛИЦ ВОПРОС НОМЕРА

Мой день начинается с похода в садик с ребенком.
Чтобы не выгореть, я бездельничаю периодически и езжу на отдых со своей семьей, но бывает, что и выгораю. 

Мужчина обязательно должен уметь ориентироваться в нестандартной ситуации и быть готовым к тому, что все может пойти не по плану.
Женщина обязательно должна уметь то же самое.
Если мне плохо, то я смотрю всякие дурацкие комедии.
Я не люблю в людях вредные привычки, мат, курение сигарет. 

Я не люблю в себе лень и откладывание дел на потом. 

Чтобы решить трудную задачу, нужно собрать хорошую команду вокруг себя, близких людей, которым ты можешь доверять.
Если свободный час, то я либо просижу его в социальных сетях, либо я буду накидывать новые идеи для новых фильмов.

Я радуюсь, когда я со своей семьей рядом и когда мой ребенок чему-то учится, но еще я радуюсь, когда спортсмены, за которых я переживаю, одерживают победы.
Какого современника вы можете назвать лидером? Я люблю спорт, лыжные гонки, наблюдаю за Александром Большуновым. В своем виде спорта он стопроцентный мировой лидер.

Какой фильм должен посмотреть каждый? «Ла-ла-Лэнд», смотрел его миллион раз.

Lifestyle

КИНОЗАВОД МЕТМАШ

На юго-востоке столицы заработал гигантский креативный кластер, который даст новые возможности и профессионалам кино и музыкальной индустрии, и горожанам. Мы посмотрели на МЕТМАШ вместе с

Персоны

ИВАН СОСНИН

Режиссер-самоучка, он вырос в маленьком уральском городке Невьянске, где даже не было кинотеатра. Стал известен как ведущий режиссер короткометражных фильмов, популяризирующий этот жанр. Однако Иван