Сколько лет Вы занимаетесь ресторанным и клубным бизнесом?
Всё началось с того, что в 2008 году я стал арт-директором легендарного на тот момент Prado Cafe. Работал я там в последние годы существования заведения, самые, надо сказать, звёздные годы. До этого, ещё в институте, я открыл маркетинговое агентство, а также занимался перегоном автомобилей из Европы и Америки, играл в КВН и организовывал различные мероприятия: открытия автосалонов, торговых центров, клиник и тд. Автомобильный бизнес дал много звёздных знакомств: Никас Сафронов, Андрей Апполонов, Вадим Галыгин, Павел Воля и другие. Всегда хотелось быть частью этого закрытого творческого мира ярких людей. Ходить по заведениям было дорого, поэтому нужна была работа в топовом месте, коим и стало любимое Prada Cafe.
Тогда много крутых мероприятий проводили именно мы! Презентации клипов, типа фита Тимати и Snoop Dogg, обеды и ужины с участием иностранных звёзд, показы, различные pre- и after-party, богемные дни рождения и тд. Например попасть к нам на after-party какого-нибудь закрытого показа Недели моды на тот момент было из разряда недосягаемого. Тогда оказаться среди гостей и моделей Ильи Шияна или Игоря Чапурина было труднее и заветнее, чем пробраться на Каннский Фестиваль.
Как развивалась карьера? Как в Вашей жизни появился Duran Bar?
Проведя 15 лет в ресторанном и эвент бизнесе, занимаясь параллельно производствами, стройками и различными стартапами, я понял, что наличие денег у учредителей и их желание открыть собственное заведение, ещё не означает, что они смогут совпасть во взглядах на дальнейшее управление и развитие своего детища. Общие взгляды, жизненная философия, принципы, интересы и пристрастия — всё очень важно!
Талантливый организатор или творческий вдохновитель никогда не победят в споре, если мнение у того, кто «давал деньги» совсем иное. Следующей ступенью для творческой личности из наемного творца — становиться соучредителем и вести разговор, хотя бы наравне.
Я не мало наработался в качестве наемного персонала: разные караоке, рестораны, но всегда, будучи арт-директором, стремился к созданию чего-то своего, а для этого нужны были финансы. Поэтому на время приходилось совсем уходить из ресторанной индустрии и погружаться в свои параллельные истории: брокерская деятельность, производство пластиковых карт, основание и запуск полноценного event-агентства. Кстати, это Агентство позволило обрести очень классные знакомства и новые дружеские связи. Помню, моим первым проектом в этой области был день рождения замечательной актрисы Наташи Бардо, с которой дружим и по сей день. Я могу с гордостью сказать, что мы провели более 1000 мероприятий, более 200 из которых были очень трудными и крупными. Я работал с самыми востребованными звездами. Мы делали всё с душой, оставляя лучшие впечатления и воспоминания от мероприятия не только для гостей и заказчиков, но и для себя самих. Каждый гордился своей работой и результатом — а ведь это самое главное в работе любой команды в любой области. Еще я строил коттеджный посёлок и сам придумывал его концепцию. У нас с другом была одна из самых успешных компаний, занимающихся бронированием джетов и организацией чартерных перелётов. После введения ограничений на перелеты её пришлось, увы, продать за совсем небольшие деньги. В какой-то момент я понял, что готов ворваться обратно в высококонкурентный и очень требовательный московский ресторанный рынок с амбиционным, ярким и неординарным проектом, название которого было — Duran Bar. Павел Пичугин, Кристина Воронкина, Коля Бакунов, Артур Шустериовас, Саша Кудряш и многие другие стали его командой мечты, а я возглавил эту команду и стал учредителем заведения вместе со своим старшим товарищем и другом. О нас знали все, включая зарубежье! Однажды сидели в общей очень интернациональной компании в Берлине, обсуждали лучшие заведения Москвы. Друг сказал, что я создатель и совладелец самого модного бара в Москве, а девушка-испанка, которую я даже не знал усмехнулась и спросила: «В каком лучшем, ну не в Duran Bar же?» Делайте выводы.
И при этом в какой-то момент Вы уходите из «Дюрана». Что было потом?
Проработав вместе 3 с лишним года, мы с партнёрами немного разошлись во мнениях. Считаю, что нужно уметь уходить. Я сделал всё, вложил многое и ушёл со спокойной душой. Стоит понимать, будучи восполнителем развлекательного и «отдыхательного» дефицита и в центре внимания из-за того что «каждый хочет столик», ты рискуешь потерять до 80% окружения, выходя из деятельности. У меня почти так и случилось… ну не 80%… но 50% из круга общения в режиме «постоянно на связи» куда-то пропали!
Тогда я сфокусировался на сфере IT, опять же благодаря нескольким очень продвинувшимся в ней близким друзьям, разобрался в стремительно развивавшемся тогда криптовалютном рынке — стал заниматься развитием пары проектов в области гейминга и финтех. В этих проектах я получил доли за свой креатив, работоспособность, связи и полезные идеи и вышел из них на тех или иных стадиях с вполне приятными бонусами и деньгами. На сегодняшний день я развиваю компанию занимающуюся нефтесервисом и поставками химической продукции, которая производится у нас в стране на имеющих к нам же отношение предприятиях в Волгограде, Волгодонске и Перми. Исправив ошибки, допущенные в начале своей карьеры, я сегодня являюсь руководителем, акционером и бизнесменом с очень хорошей репутацией.
На свои деньги и в партнёрстве я открыл несколько очень успешных франшизных ресторанов. Сыроварня, самый успешный из которых на Новой Риге. Там даже в будни очередь на столы, а летняя веранда на территории аутлет в стиле отдельного городка, расположенная между фонтанов, – пожалуй, лучшая из тех, что я знаю в Подмосковье. Долгие переговоры и дружеские отношения с Аркадием Анатольевичем Новиковым и любимым партнёром Александром Сорокиным позволили нам сделать действительно один из лучших ресторанов под брендом Сыроварня. Спустя время появились и ещё франшизные Сыроварни.
На Патриках с Филиппом Голубевым и Григорием Лепсом мы открыли популярнейшее место — «Зойка». Недавно вошли в рейтинг 100 лучших ресторанов страны. О своём детище мы написали так:
«Зойка» — небольшая гостиная в центре Патриарших, двери которой открыты каждому, кто готов шагнуть за рамки личных и социальных стереотипов.
Так, вдохновившись идеей деконструкции, команда создала проект вне контекста «Патриков». Оставив полутона и чинность соседям, «Зойка» с порога встречает гостей представлением. За драматургию впечатлений отвечает команда, где нет официантов, но есть «Импресарио», «Консьержи» и «Лицедеи».
Сюда приходят и политики, и артисты, и представители культуры, и многие-многие. Люди в восторге от проекта, они замечают, что подобного на данный момент в Москве нет. За всё спасибо Глебу Гайгеру и Артуру Шустериовасу, реализовавших идеи кухни и бара этого уникального замысла. Скорее всего, в ближайшее время мы закроемся, чтобы перезапуститься, открыть заведение побольше. Сейчас ее катастрофически не хватает, чтобы принимать всех желающих. Мы меняемся и масштабируемся, стараемся не переставать удивлять.
Мы упустили один момент. Как Вы из бизнеса вернулись в ресторанную индустрию?
После ухода из проекта Duran Bar, который вскоре закрылся на ремонт, да так и не открылся вновь, я понял, что мне нужен год, а то и больше, на восстановление. Я переживал, размышлял. Дискомфорт в душе развивал и двигал меня к созиданию. Через некоторое время я вошёл в совет директоров довольно крупного промышленного холдинга «Никохим» и сделал много полезного для предприятий, которые в него входят, и для реализации производимой ими продукции.
Но расскажу про появление Memo. Казалось бы, обычный разговор на отдыхе с очень уважаемым другом и, можно сказать, моим гуру вдохновил меня и замотивировал. Он мне сказал: «С Duran Bar тебе просто повезло, успех заведения — это не исключительно твой организаторский талант, а стечение обстоятельств, которое больше может не повторится». Это был вызов.
Я решил, что докажу обратное, сделал проект, возможно, даже доказал. Однозначно время сейчас другое, но у нас получилось — Memo причисляют к тройке самых известных барно-ресторанных танцевальных и развлекательных заведений.
Удалось вновь собрать прекрасную команду, о которой можно только мечтать. Кстати, помещение я искал несколько лет. А когда нашёл, то долго и тщательно выбирал, с кем идти в это трудное путешествие к успеху. Соратниками и партнёрами стали мой друг Филипп Голубев и его брат Глеб. За 2 года нам удалось отбить проект полностью. Горжусь тем, что в мою идею поверили, что я собрал талантливых людей. Вместе мы пришли к прекрасному результату!
Это значимый проект! Найти помещение в центре Москвы с подобными 12-метровыми потолками и таким масштабным пространством — задача со звёздочкой. Проект у нас получился успешный, учитывая его становление и запуск в разгар пандемии и локдауна. Было непросто, вспоминаю, как мы чуть ли не подпольно устраивали шоу и мероприятия, так как было множество запретов и ограничений. Но мы каким-то образом вписывались в эти многочисленные ограничения, чтобы суметь заработать копейку и выплатить зарплаты. Нам порядком не хватило денег во время стройки — поэтому долгое время первую прибыль мы вкладывали в доделки. Тут огромную роль сыграло наше взаимопонимание, единомыслие и дружеские узы с Филиппом Голубевым, которому я безмерно за это благодарен.
На Ваш взгляд, как поменялась индустрия за 15 лет?
В сфере развлечений индустрия меняется в зависимости от уровня дохода аудитории. На фоне кризиса 2008 года люди с финансовой подушкой неплохо себя чувствовали, поэтому также неплохо себя чувствовали и заведения, принимавшие их. Премиум-аудитория посещала премиум-места.
Кризис 2014 года, санкции — время открытия Duran Bar. Тенденция широко гулять в Москве, несмотря ни на что, сохранялась. Потом пришли времена «справедливости», а где-то «несправедливости»: не все могли по-прежнему роскошно жить. Развлекательная индустрия пошатнулась, так как люди стали скромнее отдыхать, массовая готовность брать дорогие столы и пересушивать депозиты стала исчезать. Это даже хорошо. Вместо вырождающейся практики слишком расточительного и масштабного разгула складывается конкурентный, вполне адекватный по ценам, рынок высокого сервиса, качества и рестораторской смекалки. В Москве, благодаря деятельности ведомств под управлением министра и руководителя департамента торговли и услуг Алексая Немерюка, условия организации ресторанного бизнеса ужесточились, но остались комфортными и удобными для того, чтобы запускать проекты, делать летние веранды и бороться за звание лучших.
Сегодня одна из основных задач ресторанного бизнеса — сохранить рабочие места сотрудников и организовать питание и досуг тех, у кого есть на это запрос.
У Вас на данный момент 7 ресторанов. Как Вас на всё хватает?
С Дмитрием Чистяковым и Александром Соркиным мы создали команду, которая управляет франшизными ресторанами «Сыроварня» и «Клёво». Как раз недавно мы открыли классный и модный франчайзинговый ресторан «Клёво» Аркадия Новикова в ТЦ «Авиапарк».
Я максимум раз в месяц контролирую процессы. Остальное — работа талантливой команды. Наш подход: обеспечить мотивацию сотрудникам, а они обеспечат нам лучшие результаты.
Много времени уделяется проекту Memo. Здесь всё делается вручную. Людям, которые раз-два в неделю приходят хорошо отдохнуть, важен сервис.
Много дней рождений в будние дни и просто на обед или ужин многие приезжают сюда — потому что кухня вкусная, а большое воздушное пространство помогает разгрузить настроение.
На Большой Никитской мы недавно взяли помещение. Считаю, что сюда частично перебрались Патрики, точнее, лучшая публика оттуда — это самая модная гастрономическая улица на сегодняшний день.
У нас единственное помещение с летней верандой на крыше, а сам проект с футуристической-греческой концепцией. В подвале будет классный танцевальный бар для «своих». Запуск планируется к концу лета. Хотелось бы к началу, но уже не успеем.
Этот проект мы делаем также совместно с Филиппом Голубевым. Ещё одно заведение, которое мы открываем — ресторан кухни народов России «Айна» на Остоженке. Очень рекомендую зайти. Интерьер, кстати, делала Маша Жукова — создательница интерьеров Duran Bar на Остоженке. Она сделала нечто кардинально отличающееся от всего, что мы видели в Москве — вы попадаете в мир эклектики минимализма в сочетании с нотками славянской культуры, язычества, а значит, и белой магии шаманов древней Руси.
О каких своих негастрономических проектах можете рассказать?
У меня есть музыкальный талант. В своё время написал несколько песен, которые до сих пор поют известные артисты. Долгое время не занимался этим, как бизнесом, пока мой хороший приятель Сергей Шнуров не позвал делать проект «Зоя». Я был сопродюсером. Мы создали рекламную кампанию для сети магазинов «Пятёрочка»
и написали песню.
Незаурядные мысли Сергея Шнурова всегда найдут и хейтеров, и армию фанатов. Сейчас я делаю свой музыкальный проект по мере свободного времени. Конечно, петь буду не я, а вот продюсирование и материал — моя забота.
Впервые для себя занялся продюсированием кино. Я не особенно разбираюсь в этом направлении, но моя интуиция, креатив, усидчивость и работоспособность помогают двигаться вперед со скоростью света. Для своего будущего проекта я без труда смогу собрать профессионалов, с которыми мы сделаем верный и мощный выстрел. Мне очень помогают знакомства и друзья, которых я обрёл в ресторанной индустрии. Это и Рома Прыгунов («Духless») и Александр Олейнивов («Любовь-морковь») — люди, которым я всегда могу позвонить и проконсультироваться.
А пока тренируюсь на новогоднем семейном фильме, который выйдет в конце декабря. Совместно с Александром Златопольским и Олегом Асадулиным мы занимаемся доброй семейной историей про то, как дети решили помирить родителей. Я исполняю роль в фильме, а также являюсь сопродюсером проекта.
Сегодня отличное время для развития в киноиндустрии! Рынок во многом освободился от зарубежного контента, мы имеем площадки в виде платформ — это отличное поле возможностей для тех, кто хочет создавать кино или снять сериал.
Если говорить о производственном рынке, то сейчас занимаюсь инвестициями в большое производство кормов для собак и кошек, инвестициями в производство бытовой химии.
Что для Вас означает креативность? Как удаётся её сохранять и как она меняется с годами?
Думаю, для креативности нужна способность нестандартно мыслить. При этом необходимо быть собранным, структурным, образованным. Креативность должна сочетаться с маркетингом, опытом в управлении и продажах, иначе всё рискует скатиться в сумасшествие или в попадание в «молоко».
Тема нашего номера — «Вкус». Ваши проекты формируют у людей чувство вкуса?
Мои проекты однозначно формируют моё чувство вкуса. Я изначально человек без врожденного чувства вкуса, но моментально обучаемый. Со временем развил свой вкус, благодаря опыту, знаниям, коммуникации и насмотренности.
Что Вас вдохновляет?
Общение и дружба с успешными людьми в индустрии бизнеса и творчества. Стремлюсь быть интересным собеседником и товарищем для таких людей. Когда они делают два шага, я делаю 22 шага, чтобы не отставать, быть с ними на одном уровне, а иногда и перегонять их.
Самый большой провал для меня — не добиться. Я вдохновляюсь желанием достигать и ощущать гордость за успех и свой, и своего окружения, а главное, не подводить тех, кто в меня верит.
Мой день начинается со звонков.
Чтобы не выгореть, я горю.
Мужчина обязательно должен уметь думать.
Женщина обязательно должна уметь быть благодарной.
Если мне плохо, то я иду к друзьям.
Я не люблю в людях двуличность.
Я не люблю в себе лень.
Чтобы решить трудную задачу, все средства хороши.
Если свободный час, то — жить.
Я радуюсь, когда есть, чем похвастаться.
Какого современника вы можете назвать лидером? Денис Мантуров.
Кто обязательно должен стать героем Leaders? Борис Зарьков.
Что бы вы у него(нее) спросили? Как не выгорать?
Что такое вкус?
Когда хочется повторять или быть причастным.