Вам всего 20. Вы самый молодой герой журнала Leaders за всю его историю. При этом вы успешны. Как вы начали свой путь в бизнесе?
В 13 лет меня взяли старшеклассники на работу. Тогда я увидел сторис, что им нужен офис-менеджер, который сможет и кофе принести, и ролик смонтировать. Ребята занимались криптовалютой и партнерским маркетингом. Я за этим довольно долго наблюдал, около полугода. На тот момент мне платили максимум тысячу рублей в день и особого развития меня как предпринимателя там не ожидалось. Поэтому в какой-то момент мы разошлись, я начал свой путь сам. Я пробовал разные направления: делал сервисы в Телеграме, лет в 15 продавал образовательные курсы, делал репетиторскую школу по ОГЭ, потом уже в 17 лет я нашел именно то, что мне нравится. Это был партнерский маркетинг, работа с информацией, дополнительное образование. Также в районе 18-19 лет я начал заниматься товарным бизнесом. И сейчас у меня два действующих ключевых направления. Первое — это маркетинг, которым занимается мое маркетинговое агентство. Оно обслуживает и товарную компанию, в которой я вхожу в совет директоров, и сторонние компании, в том числе компании друзей. А второе — обучение товарному бизнесу. Наша компания Alikson придумала очень интересную математическую модель, как сделать win-win сотрудничество с людьми, которых мы будем обучать работать на маркетплейсах. Мы не просто одноразово даем знания, но и в дальнейшем становимся с ними партнерами, даем им бухгалтерское, юридическое обслуживание, свой В2В портал. Это, я думаю, сейчас один из самых современных оптовых порталов, где можно купить продукцию в любом объеме и видеть ликвидную аналитику каждого товара.
Одним из источников вашего заработка был информационный бизнес. Что с ним сейчас после блокировки и ограничений ряда соцсетей? Перевели ли вы аудиторию на другие платформы?
Да, мы открыли для себя очень много новых источников для трафика. Рынок сейчас находится в стагнации. У разных компаний случился упадок трафика на 5, 50 и даже 90%. Мы держимся на прежних цифрах. Единственное изменение в том, что сейчас несколько месяцев нет роста, который мы привыкли видеть ежемесячно. Однако с учетом происходящего я считаю это хорошим результатом.
Есть ли предпринимателям смысл оставаться в запрещенных соцсетях? Насколько сейчас упали охваты и снизился трафик из-за отсутствия рекламы?
Говоря про использование запрещенных соцсетей, я считаю, что, конечно, есть смысл в них оставаться. Мы открыли для себя большое количество новых географий: страны СНГ, Европы, также пытаемся выйти на рынок США. Охваты упали примерно на 50%, трафик снизился только по России, по остальным странам все стало даже гораздо лучше.
Стоит ли идти в эту нишу или лучше переждать непростой период?
Сложный вопрос. Стоит, только если есть понимание, зачем это нужно. Например, я уже перерос «быстрые деньги», мне хочется строить большую компанию. И если я делаю что-то от своего лица, то ответственность лежит на моей репутации. Я должен быть уверен в своем продукте. Прямо сейчас я хочу заняться онлайн-образованием и уделять этому большое количество времени, несмотря на то, что у меня уже есть несколько действующих бизнесов. Это говорит о том, что я уверен в своем продукте и верю в это дело. Мы будем единственной компанией с миллионным оборотом, которая обучает заработку на маркетплейсах. Сейчас практически нет фирмы с таким оборотом, есть только отдельные предприниматели без большого опыта.
Можно ли сказать, что меньше всего потеряли те, у кого хорошо был развит личный бренд? Их аудитория должна быть по идее лояльнее всего.
Я считаю, действительно, меньше всего потеряли те, за кем люди искренне следили. Эти люди либо перешли в другие социальные сети, либо остались на ранее используемых площадках, несмотря на все ограничения. Тем не менее они тоже потеряли, охваты упали абсолютно у всех. Если они у кого-то выросли, то это произошло за счет рекламы либо улучшения контента. Просто так охваты сейчас ни у кого не растут.
Какие сейчас будут наблюдаться тенденции в продажах, маркетинге?
Если говорить про Россию, то люди будут перетекать на другие платформы: Одноклассники, «ВКонтакте», Яндекс, тизерная, офлайн-реклама. Много есть источников трафика, на которые люди в России просто не обращают внимания. В продажах платежеспособность населения падает, поэтому в продажах тоже будет некая стагнация и даже упадок. Но нужно смотреть в сторону интенсификации бизнеса и улучшения показателей не только за счет объема, но и за счет улучшения качества товаров, продуктов и контента. Тогда можно сделать рост на любом рынке.
Какой бизнес, по-вашему, наиболее актуален в текущих условиях?
По мне, всегда будет актуален товарный бизнес. После коронавируса, после войн и любых кризисов рос только товарный бизнес. Во всем мире, я считаю, все хорошо только в этой сфере. Это факт. Что касается других ниш, то это маркетинг, онлайн-бизнес. Он всегда будет чувствовать себя хорошо, если занять правильное направление и выбрать безопасный источник, безопасную валюту.
Расскажите про Alikson.
Изначально это была компания моего друга Гасана Мустафаева. Я вошел в совет директоров только в этом году. Компания занимается товарным бизнесом. Сейчас в планах, как я уже говорил, запустить обучение для тех, кто хочет вести товарный бизнес. А глобальная цель Alikson — создать свою экосистему.
Вы смогли объединить опыт в информационном бизнесе и новое направление. В своем новом обучении вы говорите, что продажа на маркетплейсах — одна из самых безопасных и прибыльных. Почему?
Продажа на маркетплейсах — одна из самых безопасных ниш, потому что вы инвестируете в товар. А если опираться на мой опыт, на то, о чем мы рассказываем, то вы будете переводить деньги в сверхликвидный товар, который 100% продастся. Это телефоны, техника — такие вещи, где маржинальность не такая большая, зато окупаемость товара происходит за три-четыре месяца. Именно поэтому вы замораживаете свои деньги в товаре. Даже мы лично будем готовы выкупать товары оптом по привлекательным ценам. Поэтому товар не падает в цене. На обучении мы будем делиться аналитикой, рассказывать, какие товары ликвидны и в каких товарах безопасно держать деньги как в золоте.
Нужно ли предпринимателям образование и где его стоит получать?
Предпринимателям образование однозначно нужно, я сам постоянно учусь. Это крайне полезный навык — уметь учиться всегда и осваивать необходимую информацию. Поэтому всем рекомендую. Главное, правильно понимать слово «учиться». Нужно заниматься тем, что даст результат. Как можно заметить, я сейчас не учусь в вузе, а нахожусь в академическом отпуске. Мое мнение — результат мне принесет практическая работа и обучение у крутых предпринимателей. Я считаю, что практика может дать реальный опыт, который приведет тебя к большим цифрам. Поэтому учиться нужно у тех людей, которыми действительно хочется быть. Я всегда наблюдал за успешными людьми и пытался у них перенять что-то.
Как сейчас продавать и продвигать свои услуги в условиях кризиса, когда люди скептически относятся к покупке нового?
Мы сейчас больше речь ведем про товары, которые всегда ликвидны и пользуются спросом. Если говорить про услуги, то они продвигаются, как и раньше, через другие источники трафика. Платежеспособность населения хоть и упала, но не во всех слоях общества. Нужно делать правильный фокус на выбор ниши и маркетинг. Тогда услуги всегда будут со спросом.
Какой ваш любимый кейс в бизнесе?
Мой любимый кейс в бизнесе — случай, когда ребята закупили айфонов по курсу 70 рублей, с которых должны были заработать около 10%. А потом курс стал выше, и они продали товар по курсу 120 рублей. Так, прибыль вышла 81% меньше чем за месяц.
Многие в свои 20 еще и не думают о своем призвании. В чем секрет успеха?
Я думаю, секрет успеха в правильном мышлении, вере в себя, в дисциплине, осознании того, что все возможно. Если есть человек, который практически из ничего начал зарабатывать деньги, что мешает тебе научиться и начать делать то же самое? Если получилось у кого-то, значит, получится и у тебя. Я придерживаюсь всегда такого мышления и всегда с раннего возраста искал какой-то секретный ингредиент. Почему, например, у старшеклассников получалось зарабатывать, а у меня нет? Я его долго искал, а потом понял, что нет никакого секретного ингредиента. Первое, что нужно сделать, — это узнать, чем вообще тебе стоит заниматься. Нужно найти направление, которое будет приносить прибыль. Сейчас таких возможностей много. Если ты видишь, что человек на чем-то зарабатывает, проанализировал рынок и понимаешь, что в этой нише все хорошо, то стоит идти туда. Если ниша актуальна, то нужно ее изучить и начать в ней работать. Когда я пробую что-то новое, мне это либо не приносит результата, и я выбираю что-то другое, либо у меня получается, и я начинаю масштабировать. Поэтому нужно осознавать, что главное — определиться с направлением и заняться этим системно. И в конце вас ждет результат. Это может произойти через неделю, месяц, год, но это 100% будет. Стоит также общаться с экспертами в этой сфере. И самый быстрый способ начать зарабатывать — перенять модель успешного бизнеса.
Что вам дают победы, а что неудачи?
И победы, и неудачи мне приносят радость. Ведь любой результат — это победа. При успешном результате я понимаю, что сделал что-то новое, при неудаче я понимаю, что больше так делать не нужно и больше так не ошибаюсь. А следом за неудачей обязательно будет победа. Поэтому важно не относиться к проблемам как к проблемам. Я всегда так мыслю, что в моей жизни нет никаких проблем, хотя, по мнению некоторых, у меня их может быть больше, чем у большинства. Я всегда думаю, что не существует ни проблем, ни счастья, ни радости — это просто ярлыки, которые вешает общество. По факту есть просто информация и ситуация, которая должна вызвать в тебе определенную реакцию. Если ты идешь грустить, выбрасываешь кортизол, потом будешь болеть. А если ты со спокойной душой видишь проблему и начинаешь ее решать, то это быстрее приведет тебя к результату. Важно ставить большие цели, знать, ради чего ты работаешь, важно отдыхать и правильно мыслить. Я не расстраиваюсь уже очень давно. Что бы ни произошло, я просто принимаю ситуацию и думаю, что с ней дальше делать.
Что для вас главное в партнерстве?
В партнерстве главное дополнять друг друга. Если вы друг друга не дополняете, это будет бессмысленно. Главное — понимание, ради чего вы это делаете. Например, в детстве мы с пятью ребятами решили продавать яблоки. Один закупает, другой продает, а прибыль делится на шестерых. Почему? Непонятно. Нужно всегда очень аккуратно подходить к вопросу долей в бизнесе, потому что вам с этим потом жить всю историю его существования. Нужно помнить про свои цели и амбиции и очень осторожно подходить к выбору партнера. Распределение «50/50», по моему мнению, уже вообще ушло в небытие. Так никто не делает сейчас. Стоит объективно оценить объем задач, который будет выполнять каждый из партнеров, а потом осознанно распределить доли.
Дайте совет начинающему предпринимателю.
Начинающий предприниматель должен на 100% знать, что у него получится. Если есть хоть какие-то сомнения, то, скорее всего, они оправдаются. Я всегда знал, что у меня будет результат. Я был в этом уверен. Как у кого-то что-то есть, а у меня нет? Значит, я прожил жизнь зря. У меня должно быть все. В понимании одних, я уже всего добился, в понимании других, я еще ничего не достиг. Тут самое важное — не завышать свою самооценку и не думать, что ты король мира. Я всегда считаю, что до успеха мне как до луны, поэтому не люблю формулировку «как вы добились успеха». Я стараюсь не завышать свою самооценку без надобности.
Мой день начинается со | спорта |
Чтобы не выгореть, я | регулярно отдыхаю |
Мужчина обязательно должен уметь | зарабатывать деньги |
Женщина обязательно должна уметь | создавать домашний уют |
Если мне плохо, то я | гуляю, катаюсь на машине, отдыхаю, путешествую |
Я не люблю в людях | безынициативность |
Чтобы решить трудную задачу, | я делаю быструю аналитику и полагаюсь на свою интуицию, которая обычно принимает решения быстрее сознания |
Если свободный час, то | спорт, книга, прогулка, сон |
Если weekend за границей, то | Дубай |
Последнее удивительное знакомство | Эдуард Барк |
Какого современника вы можете назвать лидером? | Татьяна Бакальчук, основательница Wildberries |
Кто обязательно должен стать героем Leaders? | Джефф Безос |
Что бы вы у него(нее) спросили? | Как выглядел ваш рабочий день в 20, 30 и 40 лет? |
Вопрос номера:
Какова роль комьюнити в современном обществе?
По мне, это ключевая роль. Только благодаря комьюнити, которое у меня постоянно менялось в 13, 14, 15 лет, у меня происходил рост. Комьюнити — это социальный капитал, который зачастую куда более важен обычного капитала, потому что друзья — это люди, которым ты должен помогать обязательно, и точно так же к тебе всегда будут относиться люди. Я не помню, просил ли я вообще за последние несколько лет у кого-то помощи, но я знаю, что все те, кого я считаю своими друзьями, мне обязательно помогут, как и я помогаю решать проблемы своих друзей. Очень важно формировать правильных друзей вокруг себя. Поговорка «покажи мне троих своих друзей, и я скажу, кто ты» очень актуальна в наше время.