Современное искусство – очень объемное понятие, включающее в себя весьма разные, часто противоположные жанры. Столь же полярно и отношение к нему. Но никто не сможет отрицать, именно современное искусство и художники, его представляющие, сейчас являются самыми актуальными и привлекают многих знаменитостей на свои выставки и ярмарки. В Москве только что отгремели мощные события, связанные именно с современным, молодым искусством — это Blazar и Cosmoscow. Одной из самых многообещающих художниц среди московской творческой молодежи сейчас можно назвать Анну Касс, с которой мы поговорили о том, насколько важна коммуникация в мире современного искусства, как стать популярным художником и почему многие считают покупку работ молодых авторов весьма выгодной инвестицией.
Анна, вы совсем недавно стали заметны на художественном пейзаже столицы. Когда вы почувствовали в себе силы представить свои работы на суд публики?
Действительно, долгое время мои работы видел очень узкий круг людей и коллекционеров. Большую часть времени я в этот период посвящала семье и своему сыну. Мне нужно был срок, чтобы накопить достаточную уверенность в своих силах, ведь недостатка в творческих идеях у меня не было никогда. И в какой-то момент мне захотелось поделиться тем, что я создаю. Вступить в диалог со зрителем. Поскольку для художника этот эмоциональный и интеллектуальный фидбэк необычайно важен. И критика, и похвала, исходящие от людей, которые по-настоящему разбираются в искусстве, в равной степени помогают двигаться дальше. Наверное, поэтому для художника погружение в арт-сообщество, в комьюнити единомышленников – это незаменимый опыт.
Очевидно, ваш творческий путь начался достаточно давно. Что стало стимулом именно к выбору этой профессии? И кстати, какое у вас отношение к тому, что художественную деятельность называют профессией?
Я верю, что мы рождаемся уже с определенным предназначением. И мои любовь и желание заниматься дизайном, живописью и всем, что связано с изобразительным искусством, проявились еще в раннем детстве. Выбор дальнейшего пути был для меня очевиден уже классе в пятом. А найти то дело, от которого ты получаешь удовольствие и внутреннее удовлетворение, — это большое счастье. И настоящая удача, если это становится твоей профессией. Я не вижу ничего принижающего в этом определении, ведь оно обозначает профессионализм, то есть полное владение своим инструментарием, возможность воплотить любой замысел, любой проект.
Анна, в этом номере журнала мы много говорим о коммуникациях в обществе. Далеко не все художники хотят быть публичными персонами. Как обстоят дела в вашем случае? Насколько вы открыты к общению как личность?
Считаю, что во всем нужен баланс. Как художник я, конечно, вступаю в самую непосредственную коммуникацию со зрителем. Но я говорю с ним через свое творчество. А публичность для художника предполагает восприятие всех его произведений через определенную призму, которая чаще всего не имеет никакого отношения к искусству. Поэтому для художника, если он себя видит в первую очередь именно художником, а не светским персонажем, важно осознавать четкие границы, за которые выходить не стоит.
Много внимания в прессе и телеграмм-каналах привлекло ваше участие в недавней ярмарке современного молодого искусства Blazar. Ваши работы приобрели известные коллекционеры. Насколько важно для вас как для художника участвовать в подобных мероприятиях?
Ярмарки и выставки помогают художнику прежде всего найти свою аудиторию. Услышать и увидеть, что значит для зрителей его творчество. И очень приятно самому стать свидетелем того, какой большой интерес современное искусство вызывает у публики.
Насколько конкурентна среда среди молодых художников? Особенно сейчас, когда в современном искусстве происходит постоянная генерация новых идей и смыслов. Существует ли художественное комьюнити? Или вы все друг другу просто конкуренты?
Любая творческая профессия предполагает конкуренцию. С другой стороны, художественное комьюнити – это та плодородная среда, которая провоцирует появление новых идеи. Как говорил Матисс, нельзя бояться чужих влияний, поскольку только так развивается искусство. Но предложить и воплотить конкретную новую идею может только сам художник. Поэтому отношения художника и арт-комьюнити – это непростая, но плодотворная взаимосвязь.
Сохраняет ли сейчас актуальность классическое художественное образование? Чтобы художник знал законы композиции, умел бы достоверно изображать предметы и людей?
Есть много по-настоящему талантливых ребят, которые не учились в специализированных вузах. И современное искусство не подразумевает только холст и кисть. Диджитал арт, NFT, инсталляции, перформансы и многое другое возможно создавать и без классической художественной практики. Но все же в любом случае я выступаю за образование. Правильно заложенная база — это всегда плюс.
Могут ли социальные сети и новостные каналы заменить живое общение художников друг с другом?
В определенной степени соцсети дают расширение возможностей арт-комьюнити, позволяют выстроить связи, которые иначе не возникли бы. Но в то же время в соцсетях мы видим информацию в чьей-то интерпретации, которая часто далека от объективности. Обмен новостями в соцсетях экономит время, которого так не хватает, но не может заменить живое присутствие на открытии выставки, на премьере в театре. Арт-комьюнити, как и любое другое сообщество, стремится формировать свои тренды, моделировать свои штампы мышления, и соцсети делают это особенно заметным. А задача художника, напротив, создать и разделить со зрителем нечто уникальное, неповторимое, свободное от любой вторичности.
Вы работаете в очень разных техниках? Почему?
Мне нравится изучать разные медиа, нравится ставить себе новые задачи. Для каждой определенной темы мне хочется найти подходящий материал и технику, выработать для каждого произведения самый убедительный художественный язык. Я одинаково люблю живопись маслом и фотографию. Люблю экспериментировать с новыми материалами, например, такими, как эпоксидная смола, которая создает, застывая, завораживающие зеркальные поверхности. И для меня очень важна эта свобода моего творческого выбора, и в темах, и в стиле, и в материалах.
Вечный спор между поклонниками классического изобразительного искусства и адептами современного искусства. Меня тоже всегда интересовало, почему цена на «Черный квадрат» Малевича в несколько выше, чем на сложные полотна Айвазовского?
Потому что современное искусство ориентировано, в первую очередь, на «идею», на извлечение смысла. Узнав историю создания того же «Черного квадрата», исторический контекст, вы увидите гораздо большее, чем черную краску на белом фоне. Есть произведения, ставшие символом своей эпохи. И, естественно, цены на них будут не сравнимы даже с самыми великолепно прописанными холстами.
Кого больше на рынке современного искусства: настоящих арт-ценителей или скорее бизнесменов, ищущих потенциально выгодные инвестиции в молодых художников?
Думаю, одно не исключает другого. Ведь чтобы сделать хорошую инвестицию в искусство, надо разбираться в тенденциях, видеть их наперед, понимать, у какого художника есть будущее. Одной аналитики здесь мало, нужно внутреннее чутье, погруженность в предмет.
Каковы горизонты ваших амбиций?
Я не загадываю надолго вперед. А просто делаю то, что я люблю, то, во что верю. То, что открывает для моих зрителей новые источники радости, внутреннего обновления. Сейчас готовлю несколько проектов с художественными галереями, где будет место и живописи маслом, и фотографии, и синтетическому соединению искусств. Это проекты, которые объединяют мои мысли и творческие исследования последних лет. Вы понимаете, как много это значит для художника. А что будет дальше — кто знает.
Мой день начинается с | кофе |
Чтобы не выгореть, я | провожу время наедине с собой |
Мужчина обязательно должен уметь | зарабатывать |
Женщина обязательно должна уметь | находить компромисс |
Если мне плохо, то я | обнимаю сына |
Я не люблю в людях | лицемерие |
Чтобы решить трудную задачу, | прошу совета |
Если свободный час, то | рисую или смотрю кино |
Если weekend за границей, то | это Париж |
Последнее удивительное знакомство | с доктором из Индии |
Какого современника вы можете назвать лидером? | Путин |
Кто обязательно должен стать героем Leaders? | Никита Михалков |
Что бы вы у него(нее) спросили? | Как быть уверенным в своих силах, несмотря ни на что? |
Вопрос номера:
Какова роль комьюнити в современном обществе?
Это дает осознание, что ты не один.