Анатолий Струтинский

Business Marketing Expert в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки, TikTok

Вы работали и в строительной компании, и в инвестиционной сфере, и в маркетинге. А кем вы хотели стать в детстве? 

Я работал в торгово-инвестиционной компании, однако моя работа не была связана с инвестициями напрямую. Я занимался управлением проектов, в том числе вёл проект по производству и строительству первого на Дальнем Востоке завода по производству газобетонных блоков. Было это ещё в 2011-2012 годах. 

А в детстве я хотел быть медиатором. Конечно, это я сегодня понимаю, как называется человек, выступающий примирителем двух и более сторон в разрешении спорных вопросов и нахождении наиболее комфортного решения для всех. А тогда мне просто было интересно, как эффективно коммуницировать с разными людьми и уметь взаимодействовать со всеми, помогать сторонам правильно доносить информацию друг до друга и налаживать связь.

Помню ещё в садике, будучи в старшой группе, я помогал воспитателям следить за младшими детьми, в школе — я был старостой класса, а в юношестве – помощником тренера в клубе боевых искусств. На мой взгдляд, и сейчас основное, что я делаю в своей работе – это выстраиваю коммуникации на разных уровнях.

Вы часто меняли сферу деятельности, жили в четырех странах. Что дает такой богатый культурный опыт?

Мировозрение. Это расширяет границы сознания и даёт новое, другое видение на привычные вещи, видение более широкой картины мира в целом, другой взгляд на возможности собственного развития и перспективы развития общества в целом.

Это то, почему я ещё так люблю путешествовать, — путешествия помогают лучше понять себя, позволяют учиться у других народов и культур. Я посетил больше 30 стран, некоторые из них не один раз. И у меня нет сомнений, что этипоездки помогают мне развиваться в том числе и в профессиональной деятельности. Почти всю жизнь я работаю с людьми из разных стран мира. Тот опыт и знания, которые я получаю в путешествиях помогают мне понять, как лучше строить коммуникацию с людьми из той или иной культуры, находить компромиссы.

Сколькими языками вы владеете?

Свободно, как хотелось бы, — ни одним. Мой родной язык — русский, я владею английским и китайским путунхуа. До определённого момента использовал латышский и украинский. Однако, так как редко бываю в Латвии и Украине, эти языки стали забываться. 

А вообще порой совсем неважно, на каком языке ты говоришь, важно — равноценное восприятие собеседника, а договориться и донести информацию можно, не проронив ни слова.

Тяжело ли было учить китайский язык и привыкать к новой культуре?

В плане языка — тяжело было «перестроить голову» для изучения китайского языка. Совершенно другая методология преподавания, нет никаких ассоциаций. Абсолютно все слова звучат по-новому. Опять же приходится запоминать и слова, и их тональность, чтобы вместо чего-то одного не сказать совершенно другое. 

Тут на помощь приходят иероглифы. Как бы странно это не звучало для людей далёких от Китая, но именно изучение иероглифов вносит ясность и структурирует процесс изучения языка. Когда что-либо говоришь, понимаешь в своей голове, что ты имеешь в виду через ассоциативное мышление. И даже если тебя не поняли,  можешь написать, что ты хочешь донести собеседнику.

С культурой было куда сложнее. У меня произошло резкоепогружение в совершенно другую систему ценностей, где у людей другой тип мышления, другие поведенческие паттерны, другое восприятие окружающей среды и своя специфика образа жизни. Поначалу был внутренний протест, мои ожидания встретились с реальностью, которая далеко не всегда соответствовала моим представлениям. Пришлось адаптироваться, причём достаточно быстро. Однако, если есть готовность меняться, — с течением времени культура проникает в тебя. И даже 
если чего-то до конца не понимаешь, всё равно принимаешь.Сейчас, по прошествию многих лет, я продолжаю открывать для себя всё новые культурные особенности, а когда уезжаю из Китая, — скучаю по стране. Однако надо отметить, что и Китай меняется. Особенно это заметно в крупных городах, — происходят серьёзные изменения в сторону вестернизации.

Анатолий Струтинский

В чем по-вашему отличается ведение в бизнесе в Китае, России и Европе? Где вам удобнее было работать?

Удобнее – в России, комфортнее — в Европе, привычнее – в Китае. 

Что касается отличий, — во-первых, это очень разные рынки по экономическим показателем и с точки зрения культорологии. Тут я больше имею в виду разницу Китая в сравнении с Россией и тем более Европой. А это напрямую влияет на стратегию и тактику ведения бизнеса. Это разный подход к ведению дел в целом. Во-вторых, разное отношениемежду людьми, — коллегами, партнёрами и так далее. Делая бизнес, в основном все везде стремятся примерно к одному и тому же – финансовой стабильности, но делают это с разными намерениями и из разных состояний, методы реализации выбирают разные. 

Как вам удается адаптироваться к разным типам менталитета: российскому, европейскому, китайскому?

Через принятие, попытку понять, как эти люди думают, чем руководствуются, какие у них ценности и чему я могу научиться, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Постоянно задаю себе вопрос, — «что отображает мне тот или иной человек?», «чему я могу научиться в этой ситуации?». 

Как русскому человеку интегрироваться в китайскую корпоративную культуру? Чем она отличается?

​Это большая, отдельная тема для разговора. Вкратце, русскому человеку всё же проще в этом плане, чем человеку из Европы, например. Китайская культура – колективистская, нам она тоже присуща. Это связанно с нашей историей, в том числе и с историей СССР, где культура коллективизма достигла своего расцвета. Однако есть и особенности, — у китайских коллег другой подход к постановке целей и планированию, более гибкое отношение к договорённостям, готовностьработать пять, а то и шесть дней в неделю с утра до позднего вечера. Работая в китайском компании, важно уметь спокойно принимать и адаптироваться к изменениям внешних факторов. А изменения, как правило, происходят очень быстро, динамика развития китайских предприятий крайне высокая! Среди специалистов, работающих в китайских компаниях, даже есть шутка о том, что год в китайской компании приравнивается как минимум к двум годам в любой другой компании. Настолько всё происходит насыщенно и стремительно! 

​Однако я искренне верю, что работая в китайской компании, у человека есть возможность приобрести действительно уникальный опыт и развить в себе способность к адаптации, навыки дипломатичности, стрессоустойчивости и умение давать надежду даже в порой непростых ситуациях.

Анатолий Струтинский

Имея большой опыт консультирования компаний, выходящих на китайский рынок, дайте три основных совета тем, кто сейчас выходит на этот рынок. 

Сложно давать «единые рецепты», всё очень индивидульно. Идя в Китай, однозначно нужно быть открытыми и готовыми адаптироваться, хоть немного изучитьи учитывать местную культуру и её особенности. Важно выстраивать неформальные отношения с местными представителями бизнеса. Стоит проконсультироваться слюдьми, которые знают Китай изнутри, — жили там, работали, вели бизнес с локальными компаниями внутри страны.Возможно имеет смысл обратиться  в акселератор. Cамое главное, — это хорошо подготовиться и трезво оценивать свои силы.

Вопрос номера:

С чего начинается любая трансформация? С адекватной оценки самого себя и осознания того, с чем хочется поработать и что хочется трансформировать то, в чем хочется стать лучше. Для трансформации важно сильное намерение, готовность прилагать усилия для достижения результата посредством осознанных действий.

Любимый городесли в России, то Санкт-Петербург; если в Китае, то Пекин; если в Европе, то Барселона 
Если автомобиль, томотоцикл, но если автомобиль, то Range Rover
Если домашнее животное, тоне кролик!
Мужчина обязательно должен уметьпринимать решения и брать ответственность 
Женщина обязательно должна уметьпринимать и поддерживать
Если мне плохо, то ястараюсь «переключить» состояние. Это самое сложное, чему можно научиться
Я не люблю в людяхдвуличие 
Чтобы решить трудную задачу,нужен структурированный подход, — проанализировать и оценить, что можно делать дальше
Если часы, томеханические
Если алкоголь, томне не предлагать
Если weekend за границей, тос семьей
Последний понравившийся фильм предпочитаю почитать Германа Гессе или Олега Гора
Любимая музыкальная группа или исполнитель я — меломан, но предпочитаю рок
Какого современника вы можете назвать лидером?из тех, кого знаю лично – Фахад Осман, из тех, с кем не знаком – Ричард Брэнсон
Кто обязательно должен стать героем Leaders?Маргулан Сейсембай
Что бы вы у него(нее) спросили?его распорядок дня
Lifestyle

«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда

Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Lifestyle

«Мягкая сила» Российского кино

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет