Спустя 11 лет: как изменился рынок франчайзинга в России

По данным «Коммерсант», ссылающегося на исследование topfranchise.ru, по итогам 2023 года на российский рынок выйдут около 500 новых франшиз. Команда XFIT решила изучить, как изменился рынок франчайзинга в России за последние 11 лет, взяв данные портала franshiza.ru за 2011 и 2022 годы, и делится результатами — своими и индустрии в целом.

Первое, что бросается в глаза при сравнении рынка франшиз в отчетные годы — федерализация.

В 2011 году среди российских проектов на Москву приходилось 85% франчайзеров, на Санкт-Петербург — 8%, на другие регионы — 7%, то по итогам 2022 года соотношение кардинально поменялось. Теперь в столице зарегистрирован только каждый пятый франчайзер, в городе на Неве — 6% от общего числа, а на регионы приходится 73% от всех владельцев франшиз.

Изменилась и структура франчайзеров по типу бизнеса.

12 лет назад более половины проектов касались торговли, четверть относилась к сфере услуг, ещё 15% приходилось на общественное питание. Текущая ситуация на рынке другая. Теперь сфера услуг бизнесу и населению занимает ровно половину рынка, доля торговли снизилась до 20%, а общепит прибавил 11%, составив до 26% от всего количества франчайзеров в России.

Поддерживают рост доли сферы услуг и игроки фитнес-индустрии. Они развивают собственные проекты, опираясь на долгосрочный тренд здорового образа жизни. Так, у международного бренда XFIT, который сегодня на отечественном рынке входит в тройку лидеров индустрии, в 2011 году было немногим больше 20 клубов, а в 2023 году их уже более ста.

«С 2011 года рынок франшиз изменился. Франчайзи стали профессиональнее и задают точечные вопросы при обсуждении условий сотрудничества, а в конкуренции с другими франчайзерами помогает наличие успешных кейсов и развитие технологий. Например, самый быстрорастущий формат в линейке наших франшизных продуктов сегодня —автоматизированные фитнес-клубы XFIT Point, доступ к которым возможен в формате 24/7 с помощью мобильного приложения. Это показывает, что именно цифра во многом определяет вектор развития отрасли», — комментирует директор по франчайзингу и развитию XFIT Ирина Троска.

В сравнении рынка франшиз также обращает на себя внимание развитие бюджетных продуктов.

В 2011 году доля франшиз с объемом инвестиций менее 1 млн рублей составляла 15% (+3% к 2010-му), а в 2023 году — более 23%, несмотря на инфляцию российской валюты. 12 лет назад такое движение в сторону более демократичных проектов связывали с вовлечением студентов и выпускников вузов в процесс формирования сегмента малого бизнеса в России с помощью региональных и федеральных программ, сейчас — с желанием потенциальных инвесторов обойтись без заемных средств в условиях макроэкономической неопределенности.

Тем не менее, рынок франчайзинга в России продолжает развиваться и становится более зрелым. По итогам 2022 года менее половины франчайзеров называют своим приоритетом рост сети, а доля франшиз, осознающих необходимость доработки, увеличилась с 12% до 24%. И от такого движения в сторону качества выиграют все — и молодые предприниматели, и конечные потребители, и рынок в целом.

Lifestyle

«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда

Читать »
Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Читать »
Lifestyle

«Мягкая сила» Российского кино

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет

Читать »