Кира Долгова — мультипредприниматель, бизнес-ментор действующих предпринимателей, сооснователь международной сети клиник лазерной эпиляции Laser Love и премиум бьюти-коворкингов «Айкрасиво».
Какие отрасли бизнеса по вашему опыту сегодня наиболее стабильны и прибыльны? В какую сторону смотреть тем, кто только хочет открыть свой бизнес?
Я прагматичный человек. Давно пережила юношеский максимализм в бизнесе и избавилась от мысли о том, что моя идея изменит мир. Как показывают практика и умные книжки: все давно придумано за нас. Я убедилась в этом, читая Библию. В ней описано то, что происходит сейчас, не в тему бизнеса, а в вопросе человеческих отношений.
Это к слову о том, что вовсе не нужно изобретать велосипед. Стабильные сферы будут всегда. Например, людям в любые времена будет актуальна сфера здоровья, ментального и физического, к которому сейчас люди стали внимательнее относиться. А сейчас это просто флагман, ведь мы стали задумываться о ментальном, физическом благополучии. Также всегда будут актуальны сферы общепита, одежды или тема отношений.
У любого бизнеса иногда бывают этапы дестабилизации, были ли турбулентные времена у ваших салонов Laser Love? Если да, какие?
Конечно. Когда мы только открылись, никто не верил в нишу лазерной эпиляции. 16 января 2018 года мы приняли решение развивать сначала рынок и запускать сам тренд на услугу. Так и получилось: два года мы развивали именно сам тренд на процедуру. А после того, как люди стали понимать, что эпиляция – это безопасно, мы стали продвигать Laser Love.
Мы начали быстро масштабироваться. В то время был даже рейдерский захват. После рейдерского захвата на нас начали писать жалобы анонимные ассоциации, конкуренты. Говорили о некачественном предоставлении услуг. Это мы тоже пережили.
Потом турбулентность мы пережили в пандемию, как и все предприниматели. Первая волна, вторая. Потом турбулентность быстрого масштабирования с точки зрения качества для B2B и B2C сегментов. Нас изрядно пошатнуло, но зато теперь мы те, кто мы есть, я отвечаю за качество салонов Laser Love и даю гарантию результата.
Какие шаги вы совершали, как предприниматель, чтобы пройти эти периоды без больших потерь для бизнеса?
Конечно, были и крупные потери, мы не всегда знаем, как правильно поступить. Сейчас я отношусь к этому философски, потому что у нас уже есть опыт, который мы прошли. В международных компаниях, например, Google на работу берут тех, кто 10 раз ошибся на предыдущих местах, потому что так риск нового промаха минимизирован. Человеку нужно ошибаться, чтобы находить правильное решение, формировать личный опыт.
Поэтому первый шаг – это поверить в себя и в то, что ты делаешь. Важно не опускать руки, как бы философски это не звучало. Второй шаг – попробовать разные гипотезы, принять опыт и извлечь из него ошибки.
В какую точку пришел Laser Love после преодоления кризисных этапов?
В течение 6 лет мы встречались кризисами, рисками и турбулентностью. За время открытия Laser Love в 2018 и в 2024 годах, мы выросли на 75% и увеличили прибыль в 40 раз.
Цель этого года – вырасти на 40% и продолжать развивать рынок лазерной эпиляции в России. Мне нравится, что мы делаем для женщин. Хочу, чтобы каждая из них чувствовала себя желанной и привлекала мужчин.
Какие опорные точки вашего бизнеса делают его стабильным?
Стандарты, структура бизнеса, четкая бизнес-модель, четкая работа команды. Я нормально отношусь к тому, что сотрудники допускают ошибки. Например, в этом году мы впервые участвовали в международной выставке в Турции. Первые от России и единственные в своей нише. Все организовывал человек из команды маркетинга, который впервые столкнулся с этой задачей. И все получилось, мягко сказать, не очень. Но нужно понимать: если я хочу, чтобы моя команда росла, я должна давать ей возможности для этого. Этот сотрудник для меня ключевой, ценный. Я видела потенциал его роста. И вот прошло полгода. Этот человек организовывает слет – лучший из тех, что для нас когда-либо делали. А все почему? Потому что был опыт.
Поэтому все же главная опорная точка – команда. Но чтобы она была надежной, сначала нужно подготовить бизнес: построить систему, структуру, регламент, стандарты, определить вектор, цели, ценности, и потом уже заниматься развитием сотрудников.
Какие инструменты для увеличения прибыли бизнеса сегодня наиболее эффективны на ваш взгляд?
Это работа с клиентами, маркетинг, качество продукта. Под последним подразумевается не только качество, что само собой разумеющееся, но и маржинальность.
Почему бренду стоит развиваться по франшизе? Можно ли это назвать одним из удачных инструментов увеличения прибыли?
Это удачный инструмент по увеличению прибыли, но он рискованный. Ведь клиенту все равно: открылась франшиза или собственный салон. Для него важен бренд и доверие к нему. А у франчайзинга есть один большой минус, который никак нельзя перекрыть – это репутация. Все остальное – только плюсы.
В чем конкурентное преимущество вашей франшизы Laser Love?
Мы не продаем секреты о том, как масштабировать услугу лазерной эпиляции. Мы предлагаем бизнес-образование. Наша франшиза – это билет, своего рода быстрый старт в мир прибыли. Мы показываем как экологично, пошагово заработать по четкой инструкции. Помимо схемы шагов, мы даем сопровождение, поддержку, раскрываем маркетинговые фишки, секреты по ведению бизнеса. У нас для франчайзи огромная школа, база знаний, разные программы по прокачке и большой пласт развития.
Как вы помогаете своим франчайзи «вставать после падений» и удерживать стабильное развитие целой сети по стране?
Ты не можешь знать наперед, у кого получится, а у кого нет. Я 6 лет занимаюсь франчайзингом. Для меня до сих пор удивительно: всем даются одинаковые инструменты, но у кого-то получается сделать x20 прибыли, а у кого-то с трудом x2. Все успешны, все прибыльны, но у всех итоги разные. Поэтому все зависит от нас самих.