«Художественный»

«Художественный» — это место, с которого начиналось кино в столице. Первый кинопоказ прошел в этом здании в 1909 году, это была премьера фильма «Жоржетта». Тогда это было небольшое одноэтажное здание с куполом, построенное по проекту Николая Благовещенского, зал вмещал всего 400 зрителей. Уже через 4 года стало понятно, что желающих приобщиться к новому виду искусства больше, чем «Художественный» мог вместить. И в 1913 году здание было перестроено Фёдором Шехтелем. Показы шли до начала 90-х, когда кинотеатр превратили в казино, а кино показывали в основном ночью. Состояние здания уже было плачевным, и довольно долго, несколько лет, выбирали подрядчика и готовились к реконструкции. В начале 2014 года «Художественный» закрыли. Но работы так и не начали: менялись подрядчики, собственники, инвесторы… Фактически реконструкция началась только пять лет спустя. И в достаточно сжатые сроки удалось восстановить исторический облик кинотеатра.

«Художественный»

Первой задачей было выполнение противоаварийных работ: кирпичную кладку частично разрушили влага и грибок, а исторические потолочные фермы потеряли несущую способность. За первые месяцы специалисты очистили и укрепили фасады и провели ремонт кровли. Две оригинальные стальные фермы над главным кинозалом были сохранены в конструкции крыши, укреплены и музеефицированы.

««ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ« — ЭТО МЕСТО, С КОТОРОГО НАЧИНАЛОСЬ КИНО В СТОЛИЦЕ»

Внешний вид главного фасада был воссоздан по оригинальным чертежам Фёдора Шехтеля. Были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электротеатр», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны. По эскизам архитектора также воссоздали исторические фонари, освещающие главный вход в здание. На этом фасаде сейчас расположена электронная афиша, не нарушающая исторический облик кинотеатра. Она заняла то же место, где в прошлом размещались знаменитые афиши «Художественного».

Всего в «Художественном» четыре зала: главный, два малых и камерный. В залах установили современное оборудование для кинопоказа. По архивным документам были сохранены и восстановлены утраченные элементы оригинального декора. В главном зале провели работы по укреплению балкона, который находился в аварийном состоянии, отреставрировали лепной декор и вентиляционную решетку на потолке. В фойе расположилась лестница, спроектированная Ханс-Гюнером Мерцем, и частично сохранившийся потолочный карниз и фриз. Вернулись деревянные оконные заполнения, которые были утрачены. По фотографиям начала века воссоздали дубовые двери.

В «Художественном» снова появился фонтан, задуманный Шехтелем и позднее утерянный, — его расположение и габариты были отражены в фиксационных чертежах, а в фойе сохранилось оригинальное основание. Фотографий фонтана или его описания не осталось, но он был воссоздан на том же месте, рядом с большим окном в фойе.

«Художественный»
«ВАЖНА АТМОСФЕРА, НАПОЛНЕННАЯ ИСТОРИЯМИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЗДЕСЬ БЫВАЛИ»

«Художественный» — это не только первый и старейший кинотеатр Москвы. Во всем мире остались единицы до сих пор работающих кинотеатров более чем столетнего возраста. Архитектурную концепцию обновленного «Художественного» разработало берлинское бюро Merz Merz, его основатель Ханс-Гюнтер Мерц так комментирует свою работу: «Иметь творческий подход к исторической архитектуре не значит делать большие вывески на зданиях или что-то вроде того. Важно быть креативным в деталях, чтобы сохранить дух здания и перенести его в наше время. При этом нет необходимости сохранять старое здание, которое работает так же, как и сто лет назад. В этом и заключается креатив — осовременить здание без видимости этого. Вы приходите в историческое здание и не хотите видеть все его технические новшества, и нужно быть изобретательным, чтобы их спрятать».

В любом историческом здании важны не сами кирпичи, а атмосфера, наполненная историями людей, которые в нем бывали. В «Художественный» ходили Лев Толстой, Сергей Есенин, здесь в 1926-м проходила премьера фильма «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна. В 1931-м здесь же прошла еще одна важная премьера — первый в СССР звуковой фильм «Путевка в жизнь», а в 1936 году в этом кинотеатре зрители увидели и первую цветную картину — «Груня Корнакова».

Lifestyle

Из книги в кино и обратно

Как дефицит контента в кино влияет на издательский бизнес С весны 2022 года начался отток западных производителей контента из России. Но киноиндустрия, лишившись источников сценариев,

Читать »
Lifestyle

«Мягкая сила» Российского кино

Давайте разберемся, что вообще такое технологии влияния. Их еще называют «мягкой силой», soft power или «гуманитарными технологиями». Суть одна — это набор технологий, который позволяет

Читать »