— Каково состояние региональной журналистики?

— Региональная журналистика всегда старается успеть за федеральными СМИ. Если смотреть на журналистику с точки зрения технологий, отставание, несомненно, есть. Что касается тематики, то в региональных СМИ всегда была своя специфика. Темы в регионах интересуют только регионы, а не федеральных журналистов. Так было есть и будет. Регионы разные. Есть регионы, где есть бурное культурное, экономическое развитие. Пермь, например. Есть регионы, в которых мы наблюдаем стагнацию, и у журналистов нет таких ярких информационных поводов, которые можно освещать.

В Белгородской области многое изменилось за последние годы. Это связано с изменением кадровой журналистики в регионе. У нас появилось много интересных и востребованных авторов, много новых изданий. Принято говорить, что региональная журналистика костная, неповоротливая и в большей степени зависит от власти. Возможно, это тоже есть. Но в целом, я вижу позитивную динамику. То, что происходит за последние несколько лет на нашем белгородском журналистском поприще, меня скорее радует, чем нет. У нас активно развивается интернет сегмент журналистики. Все яркие и интересные вещи мы наблюдаем именно там. Наши новые информационные порталы, те же блоги, паблики. Многие интернет-издания заимствуют технологии из федеральных СМИ: интерактивные тесты, текстовые онлайн трансляции.DSC_5850

— Какие острые проблемы прослеживаются в региональной журналистике?

— Проблема с обновлением кадров. Особенно в районных изданиях. Журналисты там очень консервативны. Не пускают молодежь, а если и пускают, то требуют работать там по своим правилам. Это одна из самых острых проблем. Экономическая состоятельность изданий – это тоже главная проблема. Рекламный рынок, за счет которого мы можем развивать региональные СМИ, не настолько развит, как в мегаполисах. Крупных рекламодателей, которые готовы вкладывать большие деньги, в регионе не так много.

Борьба за читателя есть везде. У нас в регионе, по разным исследованиям, жители предпочитают телевидение, в частности федеральные каналы. С другой стороны, соцсети, которые работают своего рода «агрегатором новостей» (генерируют новости и пишут о самом интересном за день – прим. ред). Паблики отнимают читателя у региональных изданий. Многим людям бывает достаточно того контента, который появляется в сообществах, таких как «Белгород – это интересно», «Авто Белгород», «Белгород Online». Несмотря на это, у региональных изданий есть своя аудитория, которая хочет читать что-то новое и интересное.

— Стремятся ли выпускники журфака в столицу, или работа в регионах не менее интересна и востребована?

— В каждом выпуске есть студенты, которые уезжают в крупные города, в Москву или в Питер, и становятся успешными. Наши выпускники работают на «Пятом канале», «России-1», «МатчТВ», «Культуре», в крупных информагентствах. Почти во всех ведущих СМИ России есть наши выпускники. Некоторые студенты  уехали работать заграницу: в Германию, Венесуэлу.  Это значит, что наш молодой факультет может подготовить конкурентоспособных специалистов. Стремятся они в крупные города или нет – это скорее вопрос мотивации. Мы их не настраиваем на то, чтобы они уезжали.

В нашем городе есть тоже много интересного, у нас даже паблик так один называется «Белгород – это интересно», было когда-то сообщество «Остаться в Белгороде». Это не к вопросу о том, что «где родился – там и пригодился». В каком-то смысле в регионах поле непаханое. Здесь всегда можно найти, чем заняться, но экономические условия, тот же уровень зарплат в регионах иногда оставляет желать лучшего. Поэтому в поисках лучшей жизни студенты уезжают в мегаполис. Не только, чтобы себя найти и самореализоваться, ну и просто заработать. Многие возвращаются. Мы только рады этому, потому что опыт, с которым приезжают обратно, для нас является бесценным.

— Какие проекты в регионах помогают начинающим журналистам развить свои профессиональные способности и самореализоваться?

— В нашем регионе таких проектов не много. В области проводят «Медиафорумы», год назад появилась «Школа молодых журналистов». Такие проекты помогают студентам в плане связей. Студентам, несомненно, нужно в этом участвовать просто потому, чтобы посмотреть на своих коллег, познакомиться с ними и просто установить контакт. Это очень полезно и выгодно.

DSC_5840— Есть ли в регионах программы поддержки для молодых специалистов в медиа?

— Существуют разные федеральные гранты, в которых можно принимать участие. Проектов в нашей области как таковых нет. Есть региональные отделения общефедеральных конкурсов «Серебряный лучник», к примеру. Региональные поддержки молодых журналистов есть в Новосибирске, в Самаре, в Казани. В Белгородской области пока с этим тихо. Пару недель в области обновился президиум журналистов, будем надеяться, что эта тенденция поменяется. Такие программы нужны.

— Сейчас сложное время настало для классических СМИ, на смену которым приходят блоги и интернет-проекты. Адаптировано ли обучение на вашем факультете под эти тенденции?

— Наши преподаватели следят за всеми тенденциями. Однозначно стараемся, насколько позволяет нам технологическая и техническая база, все новое применять на практике. У журналистов, пиарщиков и рекламистов очень много дисциплин, которые связаны как раз с интернет-технологиями в профессиональной сфере – «Пиар в социальных сетях», «Веб-технологии в рекламе и связях с общественностью», «Веб-дизайн». Разрабатывается поддержка профессионального медиаресурса. Студенты занимаются организацией работы нашего журфаковского сайта, ведут группу в «ВКонтакте», страничку в «Инстаграме». Поддержка этих ресурсов входит в рамки дисциплин. Но даже после сданных зачетов, студенты все равно продолжают добровольно работать с контентом.

Особое значение мы придаем мастер-классам. Студенты просто обязаны видеть не только нас [преподавателей] в аудиториях, но и практикующих специалистов, которые добились каких-то результатов в своей профессии. Все-таки мы в большей степени «теоретики». Разумеется, без теории тоже никуда не уедешь, но об актуальных тенденциях в профессиональной среде могут рассказать как раз «практики». Чуть ли не каждую неделю мы проводим такие встречи. Приглашаем не только журналистов и блогеров, но и пресс-секретарей крупных компаний и госучреждений.

К нам приезжали Анатолий Ходоровский и Алексей Новиков – это представители московской деловой журналистики. Причем они сами решили приехать к нам на мастер-класс. Мы их не просили. Провел встречу со студентами Илья Ларкин (Васильев – прим. ред) – создатель сети «бесплатных пабликов» по всей России, которые работают по схеме «сделай репост – получи приз».

У нас выступали спичрайтеры. Мастер-класс проводил Сергей Хованов. Этот специалист известен в очень узких кругах, он занимается применением технологий ТРИЗ (Технологии Решения Инновациаонных Задач – прим.ред) в практике банковских услуг. Это очень перспективные технологии, которые базируются на концепции «минимум затрат и максимум эффективности». Сергей — региональный представитель «Международной ассоциации ТРИЗ». В будущем мы планируем реализовать совместные проекты на базе нашего факультета при поддержке этой ассоциации.

— В этом году получили свои дипломы студенты журфака БелГУ из первого набора по специальности реклама и связи с общественностью. Какие медийные специальности сейчас приоритетней развивать в регионах?

— Скоро на факультете появится направление «Медиакоммуникации». Этой специальности не было вообще в природе. Только с этого года она появилась. Наш факультет старается попасть в тренд. Пока набор на эту специальность ведется только в одном московском вузе. Надеюсь, что скоро и у нас такая специализация появится. Медийщики – это специалисты более широкого профиля, нежели журналисты и пиарщики. Это люди, которые смогут работать с любым информационным контентом: начиная от новостного, хотя это «хлеб» для журналистов, до разработки различных медийных ресурсов.

Медийщики – это сценаристы контента. Копирайтинг, контент-менеджмент, сео-оптимизация, веб-дизайн, фото- и видеоконтент – это все, чем они будут заниматься. Задачи у них шире, чем у журналистов. В нашем регионе медиакоммуникации востребованы.  Классические СМИ плавно переходят на интернет-площадки, поэтому нужны специалисты, которые будут работать с новыми каналами коммуникации.

Медиа развиваются стремительно. Вчерашняя игрушка, сегодня может стать обязательной для медиакоммуникации. Возьмем, тот же самый «Инстаграм». Сложно себе представить организацию ни то, что без сайта, но и без страницы в «ВКонтакте». Поддержка этой страницы, работа с этим контентом – это задача не журналистов, а медийщиков.DSC_5793

— Какие качества формируют залог успешной карьеры журналиста?

— Медийшики, рекламисты, пиарщики, журналисты – это люди не только, которые работают в смежных профессиях, они делают, можно сказать, одно дело. Предмет у них один – информация, коммуникация.  К этим специалистам есть общие требования и соответственно схожие критерии успешности. Можно выделить три главных пункта — это креативность, активность и интеллект. Если что-то одно из этих трех составляющих убрать, то не получится специалиста. При этом я не считаю, что креативными рождаются, а не становятся. Креативные навыки можно развить. Я в этом почему-то убежден. Поэтому на факультете мы и среду такую делаем, чтобы не креативными быть у студентов не получалось.

— В чем уникальность обучения студентов на вашем факультете?

— Особенность нашего факультета в том, что мы собрали преподавателей разных профилей – это не только филологи, но и социологи, философы, культурологи, практикующие рекламисты, пиарщики, журналисты. По нашим наблюдениям, большинство региональных журфаков состоят из филологов, соответственно работа на факультете ведется лингвистического профиля, то есть скорее «с языком».

Подготовка журналистов чаще всего развивается в рамках филологических факультетов. Мы тоже с этого начинали, но очень быстро переросли с самостоятельный факультет. Наш факультет междисциплинарный. У нас нет явного перекоса в области языка и лингвистики, хотя это тоже важно.

— Чего добился ваш факультет за 10 лет своего существования?

— В науке наш факультет заниDSC_5752мает сильные позиции в России. Работу наших преподавателей, результаты их исследований знают в стране и за рубежом. Можно сказать, что за 10 лет у нас уже сформировалась своя научная школа.

За 10 лет мы провели 10 международных конференций, на которые приезжали очень интересные личности. Мы поддерживаем отношения с преподавателями из Испании, Италии, Польши, сотрудничаем с зарубежными университетами, у нас есть программы обмена студентами. Кроме того, мы в тесных отношениях с ведущими факультетами журналистики в России.

К нам приезжают известные лингвисты, например, Тен Ван Дейк, который презентовал свою книгу и провел публичную лекцию. Кроме нас, он был всего в четырех столичных университетах.

Наш факультет повлиял на развитие регионального рынка. Сейчас нет ни одной организации [в области], где нет пресс-службы и не работают наши выпускники.

 

текст: Юлия Тимофеенко

фото: Максим Левковский

 

MIG2